Smol писал(а): Не пойму: вот "тот, который не стрелял", он что, стрелять должен был? Ибо должно было стрелять в приговоренного, тем более, что отказ кого-то одного стрелять - ничего по сути не менял в его печальной участи, а проблем нестрелявшему создавал много...
Вы не поняли мысль.

Процитирую коллегу:
Внешние факторы (долженстование, присяга, или вот обязательства, налагаемые саном, как в случае батюшки в вашем рассказе) -они могут оказывать значительное влияние на поведение, а могут быть незначимыми. Это зависит от того, насколько внешнее "должен" соотносится с вашими внутренними императивами. Тот, который не стрелял - не выстрелил, потому что не мог, не должен был выстрелить в силу предопределенности в своей реакции, такой вот человек был. Для него присяга или там внешнее принуждение слабее внутренних факторов, не дающих ему стрелять. При других обстоятельствах реакция могла бы быть иной, конечно, но выбор мы все уже сделали, еще ничего не совершив. Точнее, выбор сделали за нас обстоятельства, определяющие нашу реакцию. Мы все разумные запрограммированные автоматы. Был такой социолог, Пьер Бурдьё, ввел концепцию габитуса.отсутствие свободы означает, что он не может делать то, что должен
самому себе
Я это хорошо понял на примере нынешней войны. Все принимающие в этом хоть какое-то участие были либо "укропами", либо "ватниками" задолго до войны. Вы можете сидеть с человеком за столом и пить водку, но вы уже с ним враги, хотя и не знаете об этом. Потом уже вы можете думать - как это он стал такой сволочью? (а человек думает то же самое о вас). А он не стал, он был таким, его реакции предопределены его жизненным опытом и социальными практиками. Люди -магнитные стрелки компаса, а обстоятельства- внешнее магнитное поле. Вы смотрите либо на север, либо на юг, причем выбора - нет, ваши реакции- предопределены, и в каждом из жизненных шагов вы поступаете так, а не иначе потому, что по другому, будучи в здравом уме - поступить просто не можете.По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретенных предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Поступки индивида в неожиданной ситуации определяются характером его социализации.