13 июля 2010 г.
Джузеппе Верди. "АТТИЛА"
Краткое содержание.
http://www.belcanto.ru/attila.html
Аттила - Ильдар Абдразаков
Одабелла - Мария Гулегина
Эцио - Владимир Ванеев
Форесто - Евгений Акимов
Леоне - Федор Кузнецов
Дирижер - Валерий Гергиев
Мариинский театр
Опера "Аттила" написана Джузеппе Верди в 1846 году, в стиле, который современным российским слушателям совершенно незнаком. "Аттила" - это опера-боевик, иногда даже называют "опера-блокбастер". Тут нет заумных длиннот, всякого тонкого психологизма и прочих забабахов в стиле "чем больше в опере воды, тем она глубже". Общая длина оперы без сокращений всего 1 час 45 минут плюс-минус 5 минут в зависимости от темпов заданных дирижером. В опере много хоров, которые поют воины обоих воюющих сторон - гуннов и римлян, арии персонажей яркие, запоминающиеся, агрессивные, эффектные и технические крайне сложные, местами вообще за пределами возможностей голосов, и местами напоминающие военные марши, с соответствующими текстами. Роль оркестра чаще всего сводилась к роли ритм-секции в неакадемических жанрах музыки, хотя есть и очень интересные чисто оркестровые фрагменты, один из которых, а именно оркестровое вступление к первому акту после пролога, чем-то сильно напоминает всем и каждому известную песню "Подмосковные вечера".
13 июля 2010 года в Мариинском театре состоялась премьера совершенно новой постановки. Изначально режиссером должен был быть режиссер фильмов ужасов Уильям Фридкин, но с середины постановки его выгнали, потому что по ходу дела то что он ставил никому не понравилось. По отзывам тех людей, которые видели его наброски постановки, это был даже не ужас, а просто УЖОСНАХ... Вместо него пригласили молодого немецкого режиссера Артуро Гама. В итоге, постановка мне очень понравилась. Такие сейчас большая редкость. Сделана в стиле "просто, но со вкусом". Особых изысков нет, но действие происходит именно так как задумал либреттист без "соавторства" очередного режиссера-новатора - римляне одеты и выглядят как римляне, гунны как гунны, а не как зеленые человечки из звездной системы Глизе 581. В дальнем конце сцены были размещены не совсем свежие трупы, но размещены так, что я их во время спектакля вообще не заметил, а заметил только после него. Побольше бы нам сейчас таких постановок!
Одабелла - Мария Гулегина... Когда я вспоминаю про партию Одабеллы, то мне вспоминается один абзац из книги Галины Вишневской. "Верди... подсунул всем тенорам этакую жирную свинью в начале первого акта - труднейшую, неудобную арию, когда певец еще не разогрел голос, не успокоил дыхание. Как они клянут любимого композитора, обливаясь холодным потом в ожидании поднятия занавеса!". Это было написано про романс Радамеса в начале "Аиды". Причем здесь Одабелла, когда речь идет о другом персонаже из другой оперы, да еще и теноре? Притом, что про партию Одабеллы можно сказать все то же самое, только в 1000 раз хуже!!!!! В "Аиде" Верди подложил тенорам всего лишь свинью, а в "Аттиле" сопранам он оставил целое минное поле, нашпигованное минами всех калибров от легких противопехотных до 1000-килограммовых противокорабельных, и кучей инженерных заграждений. В "Аттиле" у сопрано точно такая же труднейшая и неудобная ария в самом начале оперы, причем если у Радамеса, при всех трудностях его романса, хотя бы нет крайних верхов, крайних низов и колоратур, то у Одабеллы все вышеперечисленное присутствует в избытке, сама ария в 2 раза длиннее чем у Радамеса и включает в себя двойную кабалетту. Это полный караул, первая задача певицы, поющей Одабеллу - как-нибудь дожить до конца этой выходной арии... С этой задачей Мария Гулегина отлично справилась! Особенно порадовало, что в кабалетте не было купюры повтора, а в повторе были оригинальные вариации. С точки зрения образа на сцене была самая настоящая боевая девица, вполне способная поднять в атаку целый полк!
Романс Одабеллы был спет совсем иначе - почти весь на piano, очень нежно и очень хорошо. Дуэт с Форресто получился просто здорово, с повтором и с потрясающим стены в театре верхним ре-бемолем у Одабеллы - эта нота вставная, внеплановая, в партитуре у Верди ее нет. Дальше Мария Гулегина пела и играла очень здорово, легко при необходимости перекрывая оркестр, хор и остальных солистов.
Аттила - Ильдар Абдразаков. Он полностью оправдал мои ожидания. Голос у него не из больших, но красивый и полетный, владеет он им мастерски, актер очень хороший и внешним обликом очень вписывался в постановку. Кабалетту спел с повтором и вариациями. Я не знаю, было ли так задумано режиссером, но сочувствие в этой опере вызывает именно Аттила, особенно в конце, когда его, безоружного, зарезали трое вооруженных людей, которым он доверился и пустил к себе в гости. Аттила, выходит, поплатился за собственные человеческие качества и великодушие - был бы он совсем законченным зверем, велел бы зарезать Одабеллу в прологе и был бы цел и невредим...
Форресто - Евгений Акимов. У него легкий лирический голос. В этой партии конечно хотелось бы слышать тенора покрепче, особенно в кабалетте. Но если принять как данность, что Акимову нужно спеть Форресто тем голосом, который у него есть, с этой задачей он хорошо справился, особенно ему удались лирические фрагменты партии.
Эцио - Владимир Ванеев. Ванеева я слышал раньше, это хороший певец, но выбор его на партию Эцио вызвал некоторое недоумение. Ванеев - не баритон, а бас-баритон, поет он в основном басовый репертуар. А Эцио - одна из самых задранных вверх по тесситуре баритоновых партий. Ванееву спеть Эцио - это примерно то же самое что нормальному вердиевскому баритону спеть теноровую партию Каварадосси. Достаточно необычно было слышать, что Аттила и Эцио отличаются только тембром, но не высотой голоса. Некоторые проблемы, которые у него действительно были, связаны с тем, что партия для него безумно высокая. Я уже читал некоторые отзывы и видел, что Ванеева за Эцио сильно ругают. Понять их можно, но присоединиться к ним не могу. В целом он хорошо спел Эцио. Но слышно и другое - постоянно петь эту партию ему явно не стоит, ибо кончится может очень печально.
Порадовала комплектность оперы - никаких купюр, а у Одабеллы и Аттилы были даже вариации! У меня есть инсайдерская информация, что режиссер хотел сделать купюры в ариях солистов и ансамблях. Но певцы в ходе достаточно жесткой дискуссии отстояли целостность своих партий, сказав режиссеру, что "либо мы поем все полностью, либо кто-то из нас пойдет куда подальше". К счастью, режиссер оказался вполне адекватным и договороспособным.
Публика постановку принимала очень хорошо, была стоячая овация, солистов, дирижера и команду постановщиков долго не отпускали со сцены, и даже когда окончательно опустили занавес и включили свет, многие продолжали оставаться на своих местах и аплодировать - я в Мариинском театре такое видел в первый раз.
Вот трейлер постановки:
http://www.youtube.com/watch?v=npaYWLzLKuU
Полная запись спектакля тоже имеется.
А вот фотографии:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.