jusja писал(а):Взаимоотношения мужчины и женщины. В плане духовности. Как Вам видятся?
На тему духовности в отношениях мужчины и женщины…
Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, часто ее называют «физиологической», а этого душевного (а не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинного счастья. Влюбленность слишком легко проходит и на этом все счастье кончается…
Церковь считает супружескую христианскую любовь таинством, таинством Божественной любви. Это потому, что в браке два человека становятся одним. Вы, наверное, замечали, что давно живущие вместе супруги становятся в чем-то похожи друг на друга… Земная любовь тоже благодатна, ибо Господь всегда присутствует там, где люди объединены взаимной любовью. Такая любовь вечна (верные супруги обязательно встретятся и «в будущем веке») и в ней всегда присутствует оттенок обожания.
Кроме того, такая любовь - это подвиг, поскольку христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за ближнего, такую любовь, в которой мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к своей Церкви, Который пожертвовал Собой за нее. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже перед смертью, если это нужно для блага жены, ибо его жена драгоценнее его души. Так что христианская любовь – это любовь, постоянно готовая на самопожертвование.
Теперь о браке (говорят же, что «хорошее дело браком не назовут»)
Брак несет не только бытовую и экономическую «нагрузку», это не только средство для продолжения рода - хотя эти стороны в нем, как правило, и присутствуют. Брак - это тайна явления еще в этом мире Царства Божия. В браке человек делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Как я уже писал, брак сохраняется и в Царстве вечности. В браке муж становится единым существом, единой "плотью" со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть только Богом, стал также и человеком, чтобы все люди могли стать Его Телом, ибо Церковь – это Тело Христово. Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с брачным пиром.
Брак был установлен еще в Эдеме, установлен непосредственно Самим Богом. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям, поскольку первый брак был заключен Божиею милостью. Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», и в то же время и «малое государство», поскольку основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16).
Поэтому Церковь признает всякий брак законным, не только церковный… Таинство брака состоит не столько в обряде венчания, сколько в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Святые отцы придают главное значение взаимной любви и согласию супругов, неразрушимости брака, но в выборе формы брака дают людям полную свободу, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий.
Теперь об «этом», о супружеских сексуальных отношениях…
Человек – это не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, и этот телесный элемент нашей жизни нельзя отбросить. Поэтому интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни. Именно поэтому «это дело» не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих. Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны... Когда Иисус Христос говорит: "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф.5,28), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. Тогда на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства.
Брак - это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Все в браке должно быть гармонично - интимная жизнь не должна занимать слишком большое место, она не должна подменять собой духовные связи... Иначе может получиться просто блуд, принявший легальную форму…
Интимные отношения существуют не только для рождения детей (деторождение – это не единственная цель брака, это скорее «бонус» для супругов), но и для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов.
И еще - Церковь всегда ставит в центр своего мировоззрения то обстоятельство, что природа человека есть природа падшая (несмотря на то, что она первоначально была создана благой), поэтому мы отвергаем любые попытки «обожествления» полового влечения. Любовь и похоть безнадежно смешались в нашем мире, невозможно отделить и изолировать одно от другого, поэтому Церковь осуждает, как демонические, всякие идеи «полового раскрепощения», а призывает к единственной, нерасторжимой, нескончаемой и Божественной Любви. Аминь.