Многие люди пытаются найти какие-то обоснования, почему сложилась такая ситуация. Я слышал, в частности, такую интерпретацию: "раньше из нас воспитывали строителей коммунизма, а теперь из нас воспитывают потребителей".
На самом же деле, как я считаю, причина возникновения общества потребления неожиданно банальна: такие СМИ, как телеканалы и радиостанции, вынуждены размещать у себя много рекламы, поскольку у них нет других источников заработка. А избыток рекламы и формирует общество потребления.
Первыми СМИ были газеты, которые зарабатывали на прямых продажах. Когда же появилось радио и телевидение, эти СМИ оказались лишёнными возможности так зарабатывать - нельзя заплатить за просмотр телеканала. Поэтому им пришлось зарабатывать на одной рекламе. Проблему в принципе можно было бы решить организационно, введя некий налог на телевидение, подсчитывая рейтинг телеканалов и выплачивая телеканалам долю с этого налога, пропорциональную рейтингу. Но эта задача оказалась слишком сложной для руководителей.
Такая же проблема остаётся для интернет-СМИ. Хотя в интернете уже есть электронные деньги вроде Paypal, ими пока не принято платить за просмотр контента. Я жалею, что не могу заплатить Google за отключение рекламы на youtube. Мне кажется, Google давно бы ввела возможность этой платы, если бы не какие-то бюрократические препоны: может быть, по законодательству США не предусмотрено такого источника дохода, соответственно не получается платить с него налоги, а без налогов доход становится незаконным. По этой же причине в 75% случаев новые фильмы, музыка, аудиокниги и т.п. не получается купить через интернет, хотя можно скачать бесплатно с торрентов.
Хорошее видео по данной теме:
https://www.youtube.com/watch?v=GxztA0lpDf8
Здесь рассказывается, что возникновение общества потребления пришлось на 1950-е годы, это как раз время появления телевидения.
Известный психолог Владимир Леви очень негативно относится к рекламе. Он писал:
Идеальный продукт рекламы - человек-наркоман, маньяк потребления, дойная человекоскотина. Засилье рекламы вносит в нашу наркоэпидемию по меньшей мере пятидесятипроцентную лепту. Такую же, если не больше, и в рост преступности.
Реклама занимается психологическим бандитизмом: настраивает подсознание на наркотический лад - внушает, внедряет, вдалбливает культ всепохотливости, идеологию кайфа-во-что-бы-то-ни-стало. («Подари себе даниссимо, и пусть весь мир подождет» )
Дети, подростки - самый лакомый адресат. Нет, вовсе не обязательно дитя ваше после рекламной вставки о сникерсах побежит немедленно обжираться сникерсами. Но чем-нибудь обжираться станет: каждое «не-тормози-сникерсни» закладывает ему в подкорку культ вожделения и автоматного подчинения сиюсекундному импульсу с его главной идеей - нажрись здесь и сейчас...
Я ожидаю, что если биткоины (точнее, криптовалюты) станут признанными деньгами, эти проблемы будут автоматически решены. Интернет станет платным, и соответственно повысится его качество. Поскольку заплатить за что-либо биткоинами почти так же легко, как переслать электронную почту, люди станут платить за любой контент вместо просмотра навязчивой рекламы, и "власть рекламы" будет низвергнута.