Реформа Российской академической системы и образования
Реформа Российской академической системы и образования
Реформа Российской академической системы и образования - ваши предложения. Предложения любые - начиная от жизненно важных мелочей до глобальных реформ. Просьба - вопрос денег сразу отбросить, посколько тема эта отдельная и уже давно наболевшая, там и так все ясно, просто денег нет.
Решил начать данную тему поскольку думаю было бы полезно обсудить слабые места нашего образования и устройства нашей академической системы. Для тех кто может понять меня неправильно : Я не утверждаю что Российская система плохая, вопрос в том какие у нас слабые места и что с ними делать.
Начиная от школьного, университетского, аспирантур, научной структуры и т.д. Все что способно оказывать влияние на наш образовательный уровень и образовательный уровень наших поколений, уровень нашей науки.
Всвязи с тем что данный форум посещают люди как из разных уголков россии, так и из США и Европы было бы полезно познакомиться с разными точками зрения на наши проблемы, которые я надеюсь смогут привести к рациональному диалогу и конкретным выводам, которые могут быть либо опубликованы в открытом письме к нашему Мин. Образования в средствах СМИ, ну и конечно же Садовничего и ректорат МГУ стороной не обойдем.
Может стоит вывесить ссылку на данный пост на всех остальных форумах (физики, биологи, фдс-ный форум, ВХК и т.д.). Хорошо было бы сделать тему прикреплённой чтобы она не падала вниз.
----------------------------------------------------------------------
- Экзамены....Любой студент имеет право на абсолютно равные условия экзаменов и беспристрастную оценку знаний. Устные экзамены надо все заменить на письменные - "что написано пером того не вырубишь топором"
В данном случае исключается личные факторы как то - физик-экзаменатор который делит студентов на "своя группа" - "чужая группа" вынося чужих и тянет своих, преподаватель матанализа философия которого "на пересдаче 5 не ставить" (небезызвестная бабушка В), преподаватель с бадуна, преподаватель который не помнит ваше лицо на своих лекциях и так далее. значительно уменьшается возможность взяток на экзаменах, поскольку исключается фактор неопределённости устного экзамена
Грамотно составленный письменный экзамен вполне способен оценить знания студента по пройденному материалу. Списывание и шпаргалки должны жестко пресекаться. Пример подобных письменных экзаменов - "Годовой письменный экзамен по химии" на химфаке. Уж если на химфаке письменный экзамен по профилирующему предмету, то почему бы не сделать по остальным.
- Жестоко пресекать появление преподавателей в пьяном виде на экзаменах и практикумах. Почему - обьяснять не надо.
1. Убрать деление на кафедры. Физхимия органика неорганика тесно переплетены между собой. Аналитика вообще присутствует в каждой из вышеназванных дисциплин.
2. Убрать завкафедрами зам завкафедрами и так далее. Должен быть декан + административные ассистенты. А также после того как упразднились завкафы, отпадет необходимость "включения в статьи" людей которые абсолютно не имеют никакого отношения к работе. Это больная политика. Человеку после защиты диссера и пары лет постдока должна даваться независимость, ни какой академик над ним стоять не должен, и он не должен ограничивать свой проект только потому что это выходит за рамки кафедры. Отпадут ситуации когда "не включил меня в статью, вас перемещаем в подвал дорогой профессор". Бывших завкафов и людей у власти упразднить и надeлить абсолютно такими же правами как и рядовых профессоров, пред являть такие же академические требования как и к остальным профессорам. Вот тогда станет видно кто делом занимается а кто шатается по коридору целый день, туда сюда и поперек себя шире.
3. Исключить политику студент химфака -> аспирант химфака -> мнс -> нс -> снс -> профессор химфака или доцент. Человек всю жизнь просидит в МГУ, а лучшее как говориться познается в сравнении. Человек должен получить диплом в одном месте, аспирантуру заканчивать в Питере или за бугром, пост-доком в третьэм месте, и потом работать в МГУ. В данном случае сотрудник повидав мир принесет все то лучшее из всего что он знает с собой на факультет. Да взгляды у него будут посвежее тех кто всю жизнь в МГУ просидел (от студентства до глубокой старости) и ничего не видел.
4. Нанимать иностранных профессоров. В америке полно японских профессоров, русских, в европе не знаю но наверно тоже так. надо иметь на факультете несколько инсотранцев посколько тоже привносится свежий взгляд на все.
Решил начать данную тему поскольку думаю было бы полезно обсудить слабые места нашего образования и устройства нашей академической системы. Для тех кто может понять меня неправильно : Я не утверждаю что Российская система плохая, вопрос в том какие у нас слабые места и что с ними делать.
Начиная от школьного, университетского, аспирантур, научной структуры и т.д. Все что способно оказывать влияние на наш образовательный уровень и образовательный уровень наших поколений, уровень нашей науки.
Всвязи с тем что данный форум посещают люди как из разных уголков россии, так и из США и Европы было бы полезно познакомиться с разными точками зрения на наши проблемы, которые я надеюсь смогут привести к рациональному диалогу и конкретным выводам, которые могут быть либо опубликованы в открытом письме к нашему Мин. Образования в средствах СМИ, ну и конечно же Садовничего и ректорат МГУ стороной не обойдем.
Может стоит вывесить ссылку на данный пост на всех остальных форумах (физики, биологи, фдс-ный форум, ВХК и т.д.). Хорошо было бы сделать тему прикреплённой чтобы она не падала вниз.
----------------------------------------------------------------------
- Экзамены....Любой студент имеет право на абсолютно равные условия экзаменов и беспристрастную оценку знаний. Устные экзамены надо все заменить на письменные - "что написано пером того не вырубишь топором"
В данном случае исключается личные факторы как то - физик-экзаменатор который делит студентов на "своя группа" - "чужая группа" вынося чужих и тянет своих, преподаватель матанализа философия которого "на пересдаче 5 не ставить" (небезызвестная бабушка В), преподаватель с бадуна, преподаватель который не помнит ваше лицо на своих лекциях и так далее. значительно уменьшается возможность взяток на экзаменах, поскольку исключается фактор неопределённости устного экзамена
Грамотно составленный письменный экзамен вполне способен оценить знания студента по пройденному материалу. Списывание и шпаргалки должны жестко пресекаться. Пример подобных письменных экзаменов - "Годовой письменный экзамен по химии" на химфаке. Уж если на химфаке письменный экзамен по профилирующему предмету, то почему бы не сделать по остальным.
- Жестоко пресекать появление преподавателей в пьяном виде на экзаменах и практикумах. Почему - обьяснять не надо.
1. Убрать деление на кафедры. Физхимия органика неорганика тесно переплетены между собой. Аналитика вообще присутствует в каждой из вышеназванных дисциплин.
2. Убрать завкафедрами зам завкафедрами и так далее. Должен быть декан + административные ассистенты. А также после того как упразднились завкафы, отпадет необходимость "включения в статьи" людей которые абсолютно не имеют никакого отношения к работе. Это больная политика. Человеку после защиты диссера и пары лет постдока должна даваться независимость, ни какой академик над ним стоять не должен, и он не должен ограничивать свой проект только потому что это выходит за рамки кафедры. Отпадут ситуации когда "не включил меня в статью, вас перемещаем в подвал дорогой профессор". Бывших завкафов и людей у власти упразднить и надeлить абсолютно такими же правами как и рядовых профессоров, пред являть такие же академические требования как и к остальным профессорам. Вот тогда станет видно кто делом занимается а кто шатается по коридору целый день, туда сюда и поперек себя шире.
3. Исключить политику студент химфака -> аспирант химфака -> мнс -> нс -> снс -> профессор химфака или доцент. Человек всю жизнь просидит в МГУ, а лучшее как говориться познается в сравнении. Человек должен получить диплом в одном месте, аспирантуру заканчивать в Питере или за бугром, пост-доком в третьэм месте, и потом работать в МГУ. В данном случае сотрудник повидав мир принесет все то лучшее из всего что он знает с собой на факультет. Да взгляды у него будут посвежее тех кто всю жизнь в МГУ просидел (от студентства до глубокой старости) и ничего не видел.
4. Нанимать иностранных профессоров. В америке полно японских профессоров, русских, в европе не знаю но наверно тоже так. надо иметь на факультете несколько инсотранцев посколько тоже привносится свежий взгляд на все.
Последний раз редактировалось powerblackout Пн июн 05, 2006 5:07 am, всего редактировалось 2 раза.
В порядке лишь информации.
Насчёт письменных экзаменов.
Для тех кто не в курсе, в США они проводится примерно так.
Весь поток пишет письменный экзамен по одному билету. В идеале в один день и в одно время.
Пишут не на чём попало, а на пустом месте в экзаменационном билете. То есть, грубо говоря, студенту дают в руки пачку листов формата Letter (примерно как А4), скреплённых стэплером. В этой пачке куча вопросов. Больших и маленьких. После каждого вопроса есть пустое место. Вот там решение и пишется.
Во время экзамена в аудитории находятся proctors (прокторы). Это лица, который отвечают на некоторые вопросы студентов, типа "А я вот не понял, метанол с этаном ведь не реагирует а у меня только такое решение получается?" (тупой вопрос) Ответ "Извини, я не знаю!!!" или "А вот тут два решения возможно, можно я оба напишу?" (нормальный вопрос) Ответ проктора "конечно пиши".
Кроме того прокторы следят, чтобы никто не списывал.
Прокторы набираются из числа teaching assistant-ов профессора. ТА - это обычно аспиранты первого года, им за это (и не только) кафедра платит бабки.
Затем вся эта толпа прокторов и остальных ТА проверяет экзамен. Или в тото же день или по возможности.
Мне ктото говорил, что в РХТУ профессор Смушкевич Ю. И. практикует нечто подобное или проводил это в порядке эксперимента
Могу выяснить у него, что к чему.
Насчёт письменных экзаменов.
Для тех кто не в курсе, в США они проводится примерно так.
Весь поток пишет письменный экзамен по одному билету. В идеале в один день и в одно время.
Пишут не на чём попало, а на пустом месте в экзаменационном билете. То есть, грубо говоря, студенту дают в руки пачку листов формата Letter (примерно как А4), скреплённых стэплером. В этой пачке куча вопросов. Больших и маленьких. После каждого вопроса есть пустое место. Вот там решение и пишется.
Во время экзамена в аудитории находятся proctors (прокторы). Это лица, который отвечают на некоторые вопросы студентов, типа "А я вот не понял, метанол с этаном ведь не реагирует а у меня только такое решение получается?" (тупой вопрос) Ответ "Извини, я не знаю!!!" или "А вот тут два решения возможно, можно я оба напишу?" (нормальный вопрос) Ответ проктора "конечно пиши".
Кроме того прокторы следят, чтобы никто не списывал.
Прокторы набираются из числа teaching assistant-ов профессора. ТА - это обычно аспиранты первого года, им за это (и не только) кафедра платит бабки.
Затем вся эта толпа прокторов и остальных ТА проверяет экзамен. Или в тото же день или по возможности.
Мне ктото говорил, что в РХТУ профессор Смушкевич Ю. И. практикует нечто подобное или проводил это в порядке эксперимента

Основная и единственная проблема российской системы высшего образования в том, что она готовит никому не нужных специалистов. А те, кто хочет остаться в "большой" науке встречаются, по большей части, с ленивыми, низкопрофессиональными и слабо мотивированными руководителями, которые не могут даже нормально поставить задачи, не то что решить. А все "нормальные", их мало, ибо бОльшая часть ушла зарабатывать деньги ненаукой или просто уехала.
Не важно, что о вас говорят современники, важно что о вас скажут потомки
гы, насчет экзамена.
у каждого вида экз. - писменного или устного, есть свои + и -.
и в принципе надо соединять и делать писменно-устный экзамен, это лично мое субъективное мнение. потому что я уже 2 раза напоролся на писменном экз. по математике на тот случай, когда вопрос поставлен некорректно, дан ответ, в кот. найдены ошибки(якобы), но в результате препод говорит, что мол так-то и так у тебя правильно, но недочеты тоже в тему, поэтому оставим все как есть.
у каждого вида экз. - писменного или устного, есть свои + и -.
и в принципе надо соединять и делать писменно-устный экзамен, это лично мое субъективное мнение. потому что я уже 2 раза напоролся на писменном экз. по математике на тот случай, когда вопрос поставлен некорректно, дан ответ, в кот. найдены ошибки(якобы), но в результате препод говорит, что мол так-то и так у тебя правильно, но недочеты тоже в тему, поэтому оставим все как есть.
да на химфаке в общем и не ставят... ага. там есть куча таких вот, со своей умной "философией". впрочем, че уж...нынче мне и пофиг даже. Даже хорошо, что в свое время так вышло. получше и пораньше поняла, что с такими персонажами мне не по пути и чем дальше от науки тем лучше.ИСН писал(а):"На пересдаче 5 не ставить" - это также и моя философия. Кто-то имеет что-то против?
В США (по кр мере у нас в универе) нет понятия "пересдача". Напписали ВСЕ один раз и аллес.
Далее, перед экзаменом профессор даёт прорешать содержимое какому-нибудь из толковых ТА-ев. Можно найти опечатки-двуякозначия.
Если и это не помогло и ошибка вскрылась во время\ после экзамена, то тут возможны варианты. Но такое на моей памяти бывало крайне редко, если вообще бывало. Но я ТА-ил только органику.
Далее, перед экзаменом профессор даёт прорешать содержимое какому-нибудь из толковых ТА-ев. Можно найти опечатки-двуякозначия.
Если и это не помогло и ошибка вскрылась во время\ после экзамена, то тут возможны варианты. Но такое на моей памяти бывало крайне редко, если вообще бывало. Но я ТА-ил только органику.
Не совсем понял. Вы на мое сообщение отвечали? Я вообще-то не о пересдачах, а о том, что какие учителя, такие и ученики, грубо говоря. И сколько не тряси систему, пока в ней не появится предпосылок к появлению и сохранению реально хороших преподавателей, проблемы никуда не денутся. Ну и человек, получающий образование, должен понимать, что оно будет, опять таки реально, играть роль в его карьерном росте, а не существовать для галочки.ИСН писал(а):"На пересдаче 5 не ставить" - это также и моя философия.
Последний раз редактировалось Nord Чт июн 01, 2006 6:55 pm, всего редактировалось 1 раз.
Не важно, что о вас говорят современники, важно что о вас скажут потомки
Da imeju.ИСН писал(а):"На пересдаче 5 не ставить" - это также и моя философия. Кто-то имеет что-то против?
а) У меня такой философии нет. Получается что у вас, студенту получить 5 невозможно, а у меня у него есть шанс. А студент то один и тот же, где же обьективная оценка знаний, вот и получается что одним везет, а другие к вам попадают.

б) Либо данная установка должна быть официально прописана в Уставе Университета, который должен доводиться до внимания абитуриентов. Тогда абитуриенты знают на что идут.
в) У устного экзамена безусловно есть преимущества, только вот в случае спора предьявить нечего, а с письменным всё ясно - бумага есть, написано, почерк ваш, все доказательства на лицо.
проблема экзаменаторов. Надо грамотно составлять экзаменационные билеты. И кстати письменный экзамен спасает много денег и человеко-работы. ! профессор + 10 аспирантов могут контролировать 100-150 человек. За 1.5 часа 150 человек пишут экзамен который 10 аспирантов проверят за 1 день.Rapa писал(а):потому что я уже 2 раза напоролся на писменном экз. по математике на тот случай, когда вопрос поставлен некорректно, дан ответ, в кот. найдены ошибки(якобы), но в результате препод говорит, что мол так-то и так у тебя правильно, но недочеты тоже в тему, поэтому оставим все как есть.
Устный экзамен затягивает минимум 2 профессора на 15 человек или 20 профессоров у которых уходит 1 день полностью на приём устного экзамена.
Смотря какой, если тестовый, то можно и быстрее, а если более подробный, то...
Как показывает практика проверки работ МХО в 11 классе, 15 человек проверяющих управляются с 300 работ по 6 задач за 4 часа. Но там половина работ - менее, чем на 10%
Вообще, на этих экзаменах свет клином не сошёлся, по-моему.
Как показывает практика проверки работ МХО в 11 классе, 15 человек проверяющих управляются с 300 работ по 6 задач за 4 часа. Но там половина работ - менее, чем на 10%
Вообще, на этих экзаменах свет клином не сошёлся, по-моему.
Carpe diem
Ну что. Прошёл день. Пока выяснили, что
1) для обеспечения эквивалентности сдачи экзамена экзамен должен быть
Вопрос, как это осуществить на практике в наших условиях? Особенно с такой сложной организацией как у нас: несколько разных потоков. Несколько разных по объёму курсов по одному и томуже предмету.
2) имеется несоответсвие уровня преподавания неким стандартам.
Вопрос нам нужно хорошее образование или нет? Вроде как нужно.
Откуда брать профессиональные кадры? См проблему № 4. Вроде как в некоторых областях их много и не надо.
Куда девать "непрофессиональные"? Сами вымрут? Пенсии маленькие, блин. Капитализм, мать его.
Кто будет оценивать эту "профессиональную" деятельность? Какой список требований к профессионалам?
3) Имеем некое множетство бездельников на всех потоках, которые не хотят учится. В идеале от них надо избавлятся. Казалось бы, надо "поднять" планку и они сами отсеятся?
У нас на лапу дают везде, куды там.
4) Реальные потребности страны в той или иной специальности весьма различны. Поэтому имеем обучение никому ненужных специалистов. Тут я не знаю, чего сказать.
1) для обеспечения эквивалентности сдачи экзамена экзамен должен быть
- *письменным
*должен перепроверяться несколькими людьми
*сдаваться всеми в один день
*никаких пересдач
* чего я пропустил?
Вопрос, как это осуществить на практике в наших условиях? Особенно с такой сложной организацией как у нас: несколько разных потоков. Несколько разных по объёму курсов по одному и томуже предмету.
2) имеется несоответсвие уровня преподавания неким стандартам.
Вопрос нам нужно хорошее образование или нет? Вроде как нужно.
Откуда брать профессиональные кадры? См проблему № 4. Вроде как в некоторых областях их много и не надо.
Куда девать "непрофессиональные"? Сами вымрут? Пенсии маленькие, блин. Капитализм, мать его.
Кто будет оценивать эту "профессиональную" деятельность? Какой список требований к профессионалам?
3) Имеем некое множетство бездельников на всех потоках, которые не хотят учится. В идеале от них надо избавлятся. Казалось бы, надо "поднять" планку и они сами отсеятся?
У нас на лапу дают везде, куды там.
4) Реальные потребности страны в той или иной специальности весьма различны. Поэтому имеем обучение никому ненужных специалистов. Тут я не знаю, чего сказать.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 36 гостей