Травление границ зерен алюминиевого сплава АМГ6.

форум для обсуждения технологических вопросов, появляющихся в химической и смежных отраслях
chemtech and the results of science in real production
Паша ОМД
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Сб мар 19, 2011 4:24 pm

Травление границ зерен алюминиевого сплава АМГ6.

Сообщение Паша ОМД » Сб мар 19, 2011 4:34 pm

Здравствуйте уважаемые представители форума! Столкнулся с такой проблемой. При литье сплава АМГ6 не удается получить качественной отливки из-за пористости. Хотелось бы зафиксировать величину последней на микроскопе, чтобы было от чего отталкиваться. После получения образцы шлифовались и полировались. Далее было травление 10 % хлорным железом, также пробовали травление 10 % плавиковой кислотой. Получившиеся картинки похожи, но(увеличение 5 раз)! Не можем понять, что на них границы зерен? Пористость? Какой травитель нужно использоватьдля травления границ зерен, дефеков литья? кроме того, что значит надпись на окуляре5*/0,1? Объясните кто-нибудь пожалуйста. Спасибо!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось Паша ОМД Вс мар 20, 2011 5:29 pm, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Агдамыч
Сообщения: 4711
Зарегистрирован: Пт ноя 06, 2009 3:45 pm

Re: Травление алюминиевого сплава АМГ6. Помогите!!!

Сообщение Агдамыч » Сб мар 19, 2011 4:50 pm

Похоже на расслоение. Большие светлые зёрна = люминий (?) Между ними вытравлен магний (такое ваще может быть?) Может, медленно охлаждаете? Вообще, такое надо катать.

mendel
Сообщения: 1615
Зарегистрирован: Пт фев 06, 2009 11:42 am

Re: Травление алюминиевого сплава АМГ6. Помогите!!!

Сообщение mendel » Сб мар 19, 2011 4:54 pm

Паша ОМД писал(а):Какой травитель нужно использоватьдля травления границ зерен, дефеков литья?
Справочник М. Беккерт, Х. Клемм "Способы металлографического травления" смотрели (в сети есть)?

Паша ОМД
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Сб мар 19, 2011 4:24 pm

Re: Травление алюминиевого сплава АМГ6. Помогите!!!

Сообщение Паша ОМД » Сб мар 19, 2011 4:57 pm

Именно так охлаждение данной отливки было вместе с печью (по продолжительности 19 часов). В том то и вся проблема количество темных пятен слишком велико для того, чтобы это был магний (в АМГ6 его по хим составу около 6 %). Что касается светлых зерен может ли это быть зерном алюминия ведь увеличение если я не ошибаюсь 5 раз. Кроме того если вы обратите внимание границы зрен имеют лепесткообразную форму. Вот пример структуры при быстром направленном затвердевании того же сплава. Но издесь величина протравленных зон очень велика. вероятнее всего это пористость?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Паша ОМД
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Сб мар 19, 2011 4:24 pm

Re: Травление алюминиевого сплава АМГ6. Помогите!!!

Сообщение Паша ОМД » Сб мар 19, 2011 4:59 pm

Именно по справочнику Беккерт... и делаем:) там в качестве основного компонента используется плавиковая кислота...

Аватара пользователя
Агдамыч
Сообщения: 4711
Зарегистрирован: Пт ноя 06, 2009 3:45 pm

Re: Травление алюминиевого сплава АМГ6. Помогите!!!

Сообщение Агдамыч » Сб мар 19, 2011 5:05 pm

Определите плотность, сравните со справочной величиной - будет Вам значение пористости. Постучите молотком (выдержит ковку?), потом протравите разрез под этим местом - увидите, поры или нет.

Паша ОМД
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Сб мар 19, 2011 4:24 pm

Re: Травление алюминиевого сплава АМГ6. Помогите!!!

Сообщение Паша ОМД » Сб мар 19, 2011 5:20 pm

После получения отливки она на токарном станке обрабатывалась до заготовки под вытяжку изделия в виде полого стакана и при деформации вытяжке происходил отрыв дна изделия. Область разлома действительно как при хрупком разрушении и визуально то видно, что пористость знасительна по сравнению с производственным литьем...Кроме того заготовка которая остывала с печью она оказалась более пластичной, как оно и должно быть. Заготовка по технологии направленного затвердевания вообще не подвергалсь деформации, сразу скол дна...Вот фото скола...Вопрос то в том блестящие области это зерна или нет? потому что при травлении плавиковой кислотой при увеличении в 100 раз наблюдаются мелкие пятна, к сожалению большего увеличения пока нет. Но опять же может быть это просто результат пережога при травлении, т.к. при большем времени даже при увеличении в 5 раз эти кружки начинают виднеться в виде черных пятен, либо все же это зерна...последний рисунок...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Паша ОМД
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Сб мар 19, 2011 4:24 pm

Re: Травление алюминиевого сплава АМГ6. Помогите!!!

Сообщение Паша ОМД » Сб мар 19, 2011 5:27 pm

Что касается деформации - прокатки, к сожалению ее делать нельзя, при исследовании мы преследуем немного другие цели и прокатка тут невозможна...

Паша ОМД
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Сб мар 19, 2011 4:24 pm

Re: Травление алюминиевого сплава АМГ6. Помогите!!!

Сообщение Паша ОМД » Вс мар 20, 2011 10:56 am

chimik писал(а):Постучите молотком (выдержит ковку?)
из фото видно , что это поры....


Sovetnik
Сообщения: 1904
Зарегистрирован: Пн окт 24, 2005 12:00 pm

Re: Травление границ зерен алюминиевого сплава АМГ6.

Сообщение Sovetnik » Пт апр 01, 2011 10:22 am

Паша ОМД писал(а):Не можем понять, что на них границы зерен? Пористость?
Я тоже не могу понять, что у вас за микроскоп, если не можете отличить пустоту от металла.
Смените объектив на другой - с большим увеличением - все должо быть прекрасно видно.
Обратите внимание на микроцарапины (следы полировки шлифа), на пустоте (порах) они должны обрываться, если это другая фаза, примеси (окислы) то микроцарапины будут и на них.
Находит тот, кто ищет не там.

Аватара пользователя
serg1
Сообщения: 813
Зарегистрирован: Чт ноя 20, 2008 11:16 pm
Контактная информация:

Re: Травление границ зерен алюминиевого сплава АМГ6.

Сообщение serg1 » Чт апр 07, 2011 11:09 pm

ЕМНИП, на пористость в алюминиевых сплавах есть ГОСТ (номер не помню), там определяют путем травления шлифа щелочным горячим раствором. А с порами борются путем продувки расплава ал. сплавов хлором или аргоном. Таких огромных пор, как на фото "не может быть, потому что не может быть никогда", скорее всего темное- это какая-то эвтектика, или другая фаза.

Паша ОМД
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Сб мар 19, 2011 4:24 pm

Re: Травление границ зерен алюминиевого сплава АМГ6.

Сообщение Паша ОМД » Пт апр 08, 2011 4:09 pm

спасибо...Есть такое предположение, что это результат окисления железом примесей в сплаве...

Аватара пользователя
serg1
Сообщения: 813
Зарегистрирован: Чт ноя 20, 2008 11:16 pm
Контактная информация:

Re: Травление границ зерен алюминиевого сплава АМГ6.

Сообщение serg1 » Чт апр 14, 2011 1:24 am

Сплавы с высоким Магнием оч. чувствительны к влажности литейной формы, Если льете в землю, то идет окисление водяным паром по границам зерен. Тогда могут образоваться и очень большие поры.
Плотность померяйте ( гидростатическим взвешиванием) - наверное уже и станет понятнее.
А вообще для литья более предпочтительны тройные сплавы ( с добавкой еще кремния.).

Паша ОМД
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Сб мар 19, 2011 4:24 pm

Re: Травление границ зерен алюминиевого сплава АМГ6.

Сообщение Паша ОМД » Пт апр 15, 2011 3:25 pm

льем в металлическую форму, толщина стенки 3 мм, что касаенся получаемой болванки, то ее остужали вместе с печью. Пробовали лить АД1 с различной степенью охлаждения, также смотрели микроструктуру. Результат примерно похожий, поэтому все таки видимо это пористость.

Аватара пользователя
serg1
Сообщения: 813
Зарегистрирован: Чт ноя 20, 2008 11:16 pm
Контактная информация:

Re: Травление границ зерен алюминиевого сплава АМГ6.

Сообщение serg1 » Пт апр 15, 2011 5:15 pm

1. Померяйте плотность.
2. Плавите в какой печке ( пламенная отражательная?-может набираться газов из факела или влаги из футеровки, если печь редко включается или новая ...).
3. Запросите производителя металла - какой исходный балл пористости (или содержание водорода) было в чушке.

Паша ОМД
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Сб мар 19, 2011 4:24 pm

Re: Травление границ зерен алюминиевого сплава АМГ6.

Сообщение Паша ОМД » Сб апр 16, 2011 2:34 pm

Конечно постраюсь все сделать , что вы советуете. Однако что касается пористости, понимаете берем отрезаем заготовку из исходного прутка вытяжкой получаем изделие, причем никаких проблем не возникает. Стоит нам переплавить этот же кусок с котрого отрезали, все процесс не идет отрывается дно у изделия.
Что касается плавки сейчас пытаемся соблюсти как можно больше параметров которые отмечаются в литературе. Главным недостатком является то, что мы не можем добавить флюсы при плавке для очитски от примесей и грязи...
Печь у нас индукционная.

Паша ОМД
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Сб мар 19, 2011 4:24 pm

Re: Травление границ зерен алюминиевого сплава АМГ6.

Сообщение Паша ОМД » Сб апр 16, 2011 2:35 pm

Афлюсы не можем добавить из за того, что в аудитории нет вентиляции и на выделение дыма срабатывает сигнализация.

Паша ОМД
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Сб мар 19, 2011 4:24 pm

Re: Травление границ зерен алюминиевого сплава АМГ6.

Сообщение Паша ОМД » Сб апр 16, 2011 2:56 pm

Кроме этого хотел бы показать картинку с микроскопа увеличение черной области в 4000 раз
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Агдамыч
Сообщения: 4711
Зарегистрирован: Пт ноя 06, 2009 3:45 pm

Re: Травление границ зерен алюминиевого сплава АМГ6.

Сообщение Агдамыч » Сб апр 16, 2011 3:37 pm

Дык, поры-ж всё-таки! Для верности надо ещё элементный анализ сделать: вдруг и вправду расслоение? Но, думаю, у Вас чё-та при охлаждении не срабатывает и кристаллизация протекает неравномерно. Попробуйте резкое охлаждение начиная с разных температур - просто тащите форму из печки.

Ответить

Вернуться в «химическая технология / chemical technology&production»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя