Некие люди в промышленных условиях оцинковывают стальные изделия гальваническим способом. При этом поверхность цинкового покрытия получается очень высокого качества - цинк плотный и поверхность его очень гладкая и блестящая.
Но нескольким заказчикам, которые заказывают такие детали, не нравится, что полученная поверхность цинка очень гладкая, потому что у них эти детали скользят при дальнейшими действиями с ними.
Мне предложили подумать, как сделать так, чтобы поверхность цинкового покрытия стала шершавой.
Вопрос: - как это сделать.
У меня пока есть такая идея - при проведении гальванизации в последний момент (например, составляющий последние 10% времени от общего времени гальванизации) резко в несколько раз повысить плотность тока, чтобы последние слои цинка садились на поверхность хаотично, т.е. получилась бы губчатый верхний слой (заказчика красота поверхности не волнует). Но эта идея у меня появилась чисто из воспоминаний университетского курса по электрохимии.
А может есть какие-то добавки, которые для этих целей применяют в гальванике?
Или есть какая-то противоскользящая добавка, в которую можно макнуть изделия после оцинковки?
Кстати, кто-нибудь знает какой-нибудь форум по гальванике?
Вопрос по гальванике (качество поверхности)
Re: Вопрос по гальванике (качество поверхности)
Идея с повышением плотности тока на промышленной ванне не очень хорошая, возможно имеет смысл, наоборот, снизить катодную плотность тока (при очень низких плотностях блескообразующие добавки могут не работать). Или попытаться протравить поверхность в разбавленном растворе к-ты готового изделия, но здесь нужно будет подбирать концентрацию и температуру.
Re: Вопрос по гальванике (качество поверхности)
Про протравливание в кислоте я тоже думал, тем более, что моё предприятие и делает ванны кислотного травления. Но я почему-то думаю, что это не даст шершавую поверхность, потому что шершавость появляется при неравномерности химического состава протравливаемой поверхности, а у гальванически осаждённого цинка наверное нет такой неравномерности, поэтому растворяться будет ровненько. Хотя, возможно стоит сунуть на пару секунд изделие в кислоту и посмотреть в реале, помутнеет или нет. Кстати, а может лучше в каустике протравить?
Почему идея с повышением плотности тока на промышленной ванне не очень хорошая?
Что используется в качестве блескообразующих добавок и на каком принципе они работают? Это я к тому спрашиваю, что если они применяют блескообразователи, то может будет достаточно посоветовать им не применять их?
Почему идея с повышением плотности тока на промышленной ванне не очень хорошая?
Что используется в качестве блескообразующих добавок и на каком принципе они работают? Это я к тому спрашиваю, что если они применяют блескообразователи, то может будет достаточно посоветовать им не применять их?
Re: Вопрос по гальванике (качество поверхности)
20 лет работаю на гальванике и впервые сталкиваюсь с такой проблемой. Обычно бывает наоборот. Блестящие покрытия как правило бывают более хрупкие, а иногда адгезия к стали у них хуже. К этому можно придраться и посоветовать отказаться от блескообразующих добавок. Вроде, в СССР для военной техники использовалось цианидное цинкование без блеска, но с последующим хроматированием. А может, в Вашем случае детали блестят в результате финишной обработки после цинкования?
ЗЫ Против скольжения применяют канифоль, можно в виде раствора в любом органическом растворителе.
Форумы по гальванике: http://www.galvanicworld.com/consultforum/
http://www.galvanicrus.ru/qa/
ЗЫ Против скольжения применяют канифоль, можно в виде раствора в любом органическом растворителе.
Форумы по гальванике: http://www.galvanicworld.com/consultforum/
http://www.galvanicrus.ru/qa/
"Я не видел людей страшней, чем толпа цвета хаки"
Re: Вопрос по гальванике (качество поверхности)
Спасибо antabu за ссылки на форумы и за идею насчёт канифоли.
Кстати, насчёт канифоли я знаю патент (автор - наш череповецкий доктор наук профессор), в котором холодную проволоку пропускают через небольшую закрытую камеру с возогнанными парами канифоли. В результате канифоль просто сублимируется на поверхности проволоки, резко улучшая адгезию наносимой в последующей операции смазки к её поверхности.
В нашем нынешнем случае про способ нанесения канифоли нужно подумать, потому что после гальваники идёт операция хроматной пассивации, после чего проволока промывается и перед намоткой в мотки она проходит через сушилку.
По способу профессора нанести канифоль на горячую высушенную проволоку нельзя, т.к. сублимация на горячую поверхность не пойдёт. До сушки сублимировать на мокрую поверхность тоже нельзя.
Наносить канифоль в органическом растворителе (типа ИПС) на горячую проволоку перед смоткой технически возможно (растворитель бы и высох заодно), но перспектива вони не устроит металлургов.
Вот если бы как-то канифоль эмульгировать и наносить в виде водной эмульсии, поставив эту ванночку после ванны промывки и перед сушилкой... Но эмульсию придётся получать, скорее всего, через растворение канифоли в растворителе совместно в ПАВ и далее диспергируя это в воде. Будет ли канифоль, содержащая ПАВ, обладать противоскользящими свойствами? Вряд ли... Что Вы об этом думаете?
Но я вот подумал, а что если после ванны хроматирования (но перед сушилкой) пропустить проволоку через разбавленный раствор какой-нибудь латексной эмульсии типа ПВА, т.е. нанести на цинковую поверхность тонкий слой полимерной плёнки. Далее в сушилке эта плёнка высохнет. Может латексная плёнка будет иметь хуже скольжение, чем цинк?
Или есть какие-то водные лаки... типа прозрачной краски. При этом цинковое покрытие будет иметь товарный вид и быть по-прежнему блестящим, и даже антикоррозионные свойства повысятся.
Кстати, насчёт канифоли я знаю патент (автор - наш череповецкий доктор наук профессор), в котором холодную проволоку пропускают через небольшую закрытую камеру с возогнанными парами канифоли. В результате канифоль просто сублимируется на поверхности проволоки, резко улучшая адгезию наносимой в последующей операции смазки к её поверхности.
В нашем нынешнем случае про способ нанесения канифоли нужно подумать, потому что после гальваники идёт операция хроматной пассивации, после чего проволока промывается и перед намоткой в мотки она проходит через сушилку.
По способу профессора нанести канифоль на горячую высушенную проволоку нельзя, т.к. сублимация на горячую поверхность не пойдёт. До сушки сублимировать на мокрую поверхность тоже нельзя.
Наносить канифоль в органическом растворителе (типа ИПС) на горячую проволоку перед смоткой технически возможно (растворитель бы и высох заодно), но перспектива вони не устроит металлургов.
Вот если бы как-то канифоль эмульгировать и наносить в виде водной эмульсии, поставив эту ванночку после ванны промывки и перед сушилкой... Но эмульсию придётся получать, скорее всего, через растворение канифоли в растворителе совместно в ПАВ и далее диспергируя это в воде. Будет ли канифоль, содержащая ПАВ, обладать противоскользящими свойствами? Вряд ли... Что Вы об этом думаете?
Но я вот подумал, а что если после ванны хроматирования (но перед сушилкой) пропустить проволоку через разбавленный раствор какой-нибудь латексной эмульсии типа ПВА, т.е. нанести на цинковую поверхность тонкий слой полимерной плёнки. Далее в сушилке эта плёнка высохнет. Может латексная плёнка будет иметь хуже скольжение, чем цинк?
Или есть какие-то водные лаки... типа прозрачной краски. При этом цинковое покрытие будет иметь товарный вид и быть по-прежнему блестящим, и даже антикоррозионные свойства повысятся.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 17 гостей