Подобрать клей

химия высокомолекулярных соединений и всего, что так или иначе удалось полимеризовать
whatever got plymerized - comes here. Professionals only!
Аватара пользователя
alien308
Сообщения: 484
Зарегистрирован: Пт окт 23, 2009 8:53 pm

Подобрать клей

Сообщение alien308 » Сб сен 16, 2017 5:42 pm

Для склеивания заготовки из АБС и стеклотекстолитовой платы используем цианакрилатный клей. Большие проблемы с нанесением из-за малого срока живучести клея. Есть ли марки с большим временем живучести?

Хочется уйти от цианакрилатного клея и использовать клей наносимый пульверизацией через трафарет на заготовку из АБС.

Аватара пользователя
Smol
Дон Кихот
Сообщения: 13275
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 5:07 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение Smol » Сб сен 16, 2017 5:53 pm

А эпоксидный клей (типа ЭД-П) пробовали?

Аватара пользователя
alien308
Сообщения: 484
Зарегистрирован: Пт окт 23, 2009 8:53 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение alien308 » Сб сен 16, 2017 6:01 pm

Изделие при эксплуатации могут ронять на пол, поэтому хрупкие клеи вроде ЭДП не рассматривали. Цианакрилат при склейке немного растворяет АБС образуя превосходное соединение, а вот в остальном ...
И как страшно вязкую эпоксидку распылять? Электроспиннингом?

Аватара пользователя
Smol
Дон Кихот
Сообщения: 13275
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 5:07 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение Smol » Сб сен 16, 2017 6:15 pm

alien308 писал(а):
Сб сен 16, 2017 6:01 pm
И как страшно вязкую эпоксидку распылять? Электроспиннингом?
Нет, ее перед распылением разбавляют чем-то типа тетрагидрофурана или метиленхлорида. Можно этилацетатом, он менее вреден. И АБС этилацетат немного подрастворит.
Только ацетоном не разбавляйте, а то отверждаться слишком долго будет.

Вообще для таких задач когда-то был придуман клей БОВ-1, он содержит и эпоксидку и стирол, поэтому к АБС (и к стеклотекстолиту) у него адгезия замечательная.
Отверждается примерно сутки после склеивания.

А насчет "ронять"... У Вас что, очень большое по размерам изделие?

Polychemist
Сообщения: 8730
Зарегистрирован: Вт дек 21, 2004 11:42 am

Re: Подобрать клей

Сообщение Polychemist » Сб сен 16, 2017 6:23 pm

Распылять можно ацетоновый раствор (ну или другой...), и подрастворять будет. По моим ощущениям, эпоксидка хрупка в толстом слое. Ощущения из детства, когда сломаные в носке лыжи ("Россия", дорогие и дефицитные) клеил кондовой эпоксидкой, и они прекрасно служили, ибо хорошо прижал струбцинами (мясорубками).

Аватара пользователя
Smol
Дон Кихот
Сообщения: 13275
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 5:07 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение Smol » Сб сен 16, 2017 6:27 pm

Ацетон в данном случае не рекомендую, а вот все. кроме кетонов (спирты, эфиры, ароматика, хлорпроизводные) - пожалуйста. Кетоны немного реагируют с первичными аминами (т.е. с отвердителем), тем самым заметно снижая скорость отверждения, которая и так для эпоксидного клея не особо высокая.

Прижать - это важно, надо чтобы клеевая пленка была как можно более тонкая, тогда и хрупкости не будет.

Аватара пользователя
alien308
Сообщения: 484
Зарегистрирован: Пт окт 23, 2009 8:53 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение alien308 » Сб сен 16, 2017 6:30 pm

Нет небольшое, 30 на 40 мм. Жесткая прямоугольная стеклотектолитовая плата приклеивается на ступеньку вдоль периметра шириной 4 мм к заготовке из корейского (относительно мягкого и гибкого и поэтому не хрупкого) АБС. При падении если приклеено не злобным цианакрилатом, а чем нибудь другим отскакивает.

Пока смола твердеет ожидаю, этилацетат вовсю растворит АБС и изделие поплывёт, надо пробовать. Есть ли справочные таблицы что к чему адгезию даёт?

Аватара пользователя
Smol
Дон Кихот
Сообщения: 13275
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 5:07 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение Smol » Сб сен 16, 2017 6:35 pm

Вы после нанесения раствора эпоксидки немного (с час) подождите. пусть растворитель улетит, а то и правда АБС покоробится.

На поверхности стеклотекстолита всегда есть слой технологической смазки (обычно стеарина, это чтобы листы стеклотекстолита к форме, в которой их делают, не прилипали), который мешает его склейке. Поэтому поверхность текстолита перед склейкой желательно хотя бы прошкурить грубой шкуркой, можно и обезжирить бензином.

Аватара пользователя
alien308
Сообщения: 484
Зарегистрирован: Пт окт 23, 2009 8:53 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение alien308 » Сб сен 16, 2017 6:39 pm

Ацетон точно не годится. От него АБС плывёт только дай понюхать, а если тряпочкой смоченой ацетоном протереть, то страх и ужас. Спирты интересно. Этанол надо обезвоживать? Эпоксидка насколько знаю воды сильно не любит. А я к ПЭПА плохо отношусь. Он применяется в масляном растворе и масло собака к клеевому шву медленно диффундирует и деталь отскакивает через некоторое время. Лотерея получается, отскочит не отскочит. Есть ли отвердители холодного отверждения без такого эффекта?

Аватара пользователя
Smol
Дон Кихот
Сообщения: 13275
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 5:07 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение Smol » Сб сен 16, 2017 6:41 pm

alien308 писал(а):
Сб сен 16, 2017 6:30 pm
Есть ли справочные таблицы что к чему адгезию даёт?
Есть целые книги по клеям, например Кардашов Д.А. "Синтетические клеи". В сети можно электронную версию этой книги найти.
Только зачем она Вам?

Аватара пользователя
Smol
Дон Кихот
Сообщения: 13275
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 5:07 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение Smol » Сб сен 16, 2017 6:44 pm

Зачем Вам ПЭПА в масляном растворе? Возьмите обычный, без раствора.

Спирт с эпоксидкой ограниченно совмещается, желательно использовать не спирт, а спирто-толуольную смесь (50:50). Из легколетучих - тетрагидрофуран и метиленхлорид. Ну и этилацетат - это самый безвредный вариант.
Только дайте им высохнуть, а то они и АБС-пластинку растворят.

Вода портит ПЭПА, есть в отвердителе есть вода, то отверждаться не будет, поэтому ПЭПА (или ТЭТА) нужен гарантированно хорошего качества.

Аватара пользователя
alien308
Сообщения: 484
Зарегистрирован: Пт окт 23, 2009 8:53 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение alien308 » Сб сен 16, 2017 6:48 pm

Текстолит после нанесения паяльной маски с другой стороны, так что никакой технической смазки остаться не должно, вот пальчики это да.

Клей наносится не на плату, а на заготовку из АБС. Платы по форме разные их сложно единообразно обработать, а заготовки одинаковые. За смену надо около 1000 шт. приклеить.

Polychemist
Сообщения: 8730
Зарегистрирован: Вт дек 21, 2004 11:42 am

Re: Подобрать клей

Сообщение Polychemist » Сб сен 16, 2017 6:49 pm

Что-то мне кажется, что проблема именно в прижатии. С цианкрилатом проще в том смысле, что сильно прижимать надо на секунду (или её доли...). С эпоксидкой надо сильно прижать на часы. Если сможете - то пробуйте. Ну и если в эпоксидку подать больше отвердителя, то отвердеет быстрее, мех. свойства при этом ухудшаться, но может Вам это и не критично. А вариации на тему клея "Момент" не рассматриваете?

Аватара пользователя
alien308
Сообщения: 484
Зарегистрирован: Пт окт 23, 2009 8:53 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение alien308 » Сб сен 16, 2017 6:51 pm

Толуол - прощай почки, печень, нервы. Распылять не хочется.

Аватара пользователя
alien308
Сообщения: 484
Зарегистрирован: Пт окт 23, 2009 8:53 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение alien308 » Сб сен 16, 2017 6:55 pm

Smol писал(а):
Сб сен 16, 2017 6:44 pm
Зачем Вам ПЭПА в масляном растворе? Возьмите обычный, без раствора.
Ткните в ссылку где можно купить. Я наверное от жизни отстал совсем и считал что всё ПЭПА на маслянном растворе продаётся.

Аватара пользователя
Smol
Дон Кихот
Сообщения: 13275
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 5:07 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение Smol » Сб сен 16, 2017 6:58 pm

Я не знаю, что такое "паяльная маска", но если Вы ее наносите с одной стороны текстолитовой платины, то смазка 100% на второй стороне останется (ее никакой температурой не возьмешь, она почти не окисляется), поэтому склеиваемую сторону надо шкурить (пескоструить) и промывать бензином.
Желательно клей наносить на обе поверхности, то есть - и на текстолит тоже.

Производство у Вас, похоже, большое, надо будет подумать, что еще Вам можно предложить кроме эпоксидки.

ПЭПА или ТЭТА в мелкой расфасовке продается здесь: http://www.epoksid.ru/ . Там же - инструкция по ТБ при работе с этими материалами.

Аватара пользователя
alien308
Сообщения: 484
Зарегистрирован: Пт окт 23, 2009 8:53 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение alien308 » Сб сен 16, 2017 7:00 pm

Можно приспособу сделать, чтобы сразу пачку прижимала.
Этанол ограничено совместим, а ИПС?

Аватара пользователя
Smol
Дон Кихот
Сообщения: 13275
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 5:07 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение Smol » Сб сен 16, 2017 7:02 pm

alien308 писал(а):
Сб сен 16, 2017 6:51 pm
Толуол - прощай почки, печень, нервы. Распылять не хочется.
Возможно, его можно заменить на петролейный эфир или нефрас. Но я не пробовал.

Аватара пользователя
Smol
Дон Кихот
Сообщения: 13275
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 5:07 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение Smol » Сб сен 16, 2017 7:02 pm

alien308 писал(а):
Сб сен 16, 2017 7:00 pm
Можно приспособу сделать, чтобы сразу пачку прижимала.
Этанол ограничено совместим, а ИПС?
ИПС должен совмещаться получше, надо проверять.

Аватара пользователя
alien308
Сообщения: 484
Зарегистрирован: Пт окт 23, 2009 8:53 pm

Re: Подобрать клей

Сообщение alien308 » Сб сен 16, 2017 7:03 pm

Производство небольшое, но дёрганое. Заготовки приходят за несколько дней до поставки. Всю партию надо склеить буквально за две смены.

Ответить

Вернуться в «полимеры / chemistry of polymers»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость