Война с пузырями в смоле

химия высокомолекулярных соединений и всего, что так или иначе удалось полимеризовать
whatever got plymerized - comes here. Professionals only!
jedai
Сообщения: 42
Зарегистрирован: Вт окт 12, 2010 12:53 pm

Война с пузырями в смоле

Сообщение jedai » Пт дек 10, 2010 2:01 pm

Пробовал различные наполнители для эпоксидной смолы, с целью повысить ударную прочность полимера.
При перемешивании жидкой эпоксидки сначала с отвердителем, потом с наполнителем образуется просто море пузырей, что не есть гуд :evil:
Пробовал убрать вакуумом, 0,4 атм не сильно помогло. Причем чем более вязкая смола, тем сложнее их убрать.
Порошковые наполнители (вроде алюминиевой пудры) не так пузырятся, но и материал получается хрупкий :( еще хуже, чем просто смола да еще и электропроводный.
Волокнистые наполнители (рубленое стекловолокно) это вообще засада смотришь, как на поролон. уже в голове возникают всякие вакуумные смесители... на которые никогда не согласиться начальство :?


Как же с ними бороться то?

Аватара пользователя
avor
Сообщения: 10552
Зарегистрирован: Пн янв 24, 2005 1:13 pm

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение avor » Пт дек 10, 2010 3:05 pm

Смачивайте наполнитель каким-нибудь легко летучим растворителем типа ацетона (этилацетата).
Вообще можно разбавить потом смешать, потом быстро упарить под вакуумом, но это не ваш вариант.

jedai
Сообщения: 42
Зарегистрирован: Вт окт 12, 2010 12:53 pm

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение jedai » Пт дек 10, 2010 4:17 pm

Немного фото.
в принципе, есть идея смешивать сначала наполнитель и отвердитель, т.к. он более жидкий из него пузыри легче выходят и уже потом смешивать со смолой.
Или подумать над каким-нить механическим девайсом для отжима (стекловолокна) чтобы большие пузыри убрать...

С ацетоном надо попробовать :idea:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Polychemist
Сообщения: 8873
Зарегистрирован: Вт дек 21, 2004 11:42 am

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение Polychemist » Пт дек 10, 2010 4:55 pm

avor писал(а):Смачивайте наполнитель каким-нибудь легко летучим растворителем типа ацетона (этилацетата).
Ага. Замесить наполнитель с растворителем, хорошо и качественно/долго замесить. Не знаю Ваши объёмы и возможности, в ступе, в Jar-mill-е... Потом медленно подавать смолу, продолжая перемешивание, в конце - отвердитель. Ну и потом вакуум для удаления растворителя, после сброса вакуума пузыри схлопнутся. А чего Вы вообще делаете? Почему лишь 0.4 атм? Водоструй недоступен?

mendel
Сообщения: 1615
Зарегистрирован: Пт фев 06, 2009 11:42 am

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение mendel » Пт дек 10, 2010 5:10 pm

Какой мешалкой пользуетесь? Есть смысл попробовать перемешивать дисковой.

Аватара пользователя
Smol
Дон Кихот
Сообщения: 13380
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 5:07 pm

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение Smol » Пт дек 10, 2010 8:13 pm

Главное - не так быстро мешать :D А то, как видно - Вы из смолы что-то вроде "бизе" делаете.
Она еще у Вас, видимо, слишком быстро отверждается (или вообще слишком вязковата), поэтому многие пузыри выйти не успевают. И, конечно, вакуум 0,4 - это не вакуум, это насмешка над вакуумом...
Со стекловолокном вообще эпоксидку мешать сложно (нужна очень маловязкая и хорошо смачивающая смола, опять же - волокно надо сушить хорошо), а что, другие способы повышения прочности все исчерпаны?
Какая там удельная ударная вязкость нужна вообще-то?
Короче - максимум, что можно добиться на хрупкой ненаполненной смоле - это чтобы при падении на пол с высоты человеческого роста отливка не разбивалась, это у.у.в. примерно 10 кг/см · см2. Больших показателей тоже можно достичь, но сложнее это.

Yellowstoner
Сообщения: 90
Зарегистрирован: Вт ноя 16, 2010 8:59 pm

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение Yellowstoner » Пт дек 10, 2010 10:12 pm

1. Дегазировать под вакуумом каждый из компонентов в отдельности в течение часа.
2. Смешивать компоненты надо действительно медленно.
3. После смешения, вакуумировать свежеприготовленную смесь еще минут десять. Именно это пожалуй ключевой момент. Но смола не должна быть быстрореагирующей.

Аватара пользователя
Smol
Дон Кихот
Сообщения: 13380
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 5:07 pm

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение Smol » Пт дек 10, 2010 10:32 pm

Мои коллеги иногда даже отверждают смолу, не снимая вакуума, правда все это при комнатной температуре в течение суток.

Аватара пользователя
dan14444
Сообщения: 2370
Зарегистрирован: Ср окт 10, 2007 2:14 am

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение dan14444 » Пн дек 13, 2010 5:46 am

Мелкие отливки энтузиасты-модельщики от пузырей тупо фугуют.
Также кроме вакуума пользуют повышенное давление (2-3 атм, в скороварке) либо комбинацию вакуум-давление.

jedai
Сообщения: 42
Зарегистрирован: Вт окт 12, 2010 12:53 pm

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение jedai » Пн дек 13, 2010 8:25 am

Спасибо за советы! сегодня попробую...

jedai
Сообщения: 42
Зарегистрирован: Вт окт 12, 2010 12:53 pm

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение jedai » Ср дек 15, 2010 10:20 am

Видимо без вакуума никак не обойтись :x

Смешивал сначала наполнитель ( отожженное рубленое стекловолокно) и растворитель (ацетон), потом добавлял смолу, потом отвердитель. Все жидкое, как вода.
выдерживал часок и перемешивал. Все пузырей нет. Затем оставил на сутки, чтобы испарился растворитель.
Сегодня решил отвердить, нагреваю до 80 С и снова лезут пузыри, возникают ниоткуда :evil: Видимо, растворитель не весь испарился, без вакуума, судя по всему, не обойтись!

Аватара пользователя
dan14444
Сообщения: 2370
Зарегистрирован: Ср окт 10, 2007 2:14 am

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение dan14444 » Ср дек 15, 2010 10:30 am

В таком раскладе лучче в скороварке отверждать, под давлением.

lelya
Сообщения: 13
Зарегистрирован: Чт дек 09, 2010 11:39 am

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение lelya » Ср дек 15, 2010 11:20 am

Попробуйте добавить пеногаситель или деаэратор (0,5-1% от количества)в смолу. Пузыри должны быстро выйти

Аватара пользователя
avor
Сообщения: 10552
Зарегистрирован: Пн янв 24, 2005 1:13 pm

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение avor » Ср дек 15, 2010 11:25 am

jedai писал(а):Видимо без вакуума никак не обойтись :x

Смешивал сначала наполнитель ( отожженное рубленое стекловолокно) и растворитель (ацетон), потом добавлял смолу, потом отвердитель. Все жидкое, как вода.
выдерживал часок и перемешивал. Все пузырей нет. Затем оставил на сутки, чтобы испарился растворитель.
Сегодня решил отвердить, нагреваю до 80 С и снова лезут пузыри, возникают ниоткуда :evil: Видимо, растворитель не весь испарился, без вакуума, судя по всему, не обойтись!
Не надо смешивать растворитель со стеклом. Стекло надо лишь смочить в нем потом отжать или стряхнуть и смешивать со смолой можно аккуратненько погреть градусов до 50. Вакуум, да, хорошо. На самом деле давление тоже хорошо под прессом или как нибудь еще по хитрому.

jedai
Сообщения: 42
Зарегистрирован: Вт окт 12, 2010 12:53 pm

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение jedai » Ср дек 15, 2010 1:37 pm

Извиняюсь,как то забыл упомянуть, что смола горячего отверждения, до 50 С если вцелом, то маловато будет, где то 120 надо...

Polychemist
Сообщения: 8873
Зарегистрирован: Вт дек 21, 2004 11:42 am

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение Polychemist » Ср дек 15, 2010 5:03 pm

А ещё есть отработанные биологами (avor :) )методики заливки всего в эпоксидку при пробоподготовке для ТЭМ, там все разжёвано, пузыри очень нежелательны, смутно ощущаю, что заливают растворами эпоксидки и отверждают нежно.

Аватара пользователя
avor
Сообщения: 10552
Зарегистрирован: Пн янв 24, 2005 1:13 pm

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение avor » Ср дек 15, 2010 5:24 pm

--А ещё есть отработанные биологами (avor :) )методики заливки всего в эпоксидку при пробоподготовке для ТЭМ.
Там сейчас моднявые акриловые гидрофильные композиции с перекисью бензоила. А объемы такие что все можно фуговать если что. Но на самом деле все просто делается ооочень медленно на холоду, а потом чуток подогреват и вперед.

--как то забыл упомянуть, что смола горячего отверждения, до 50 С если вцелом, то маловато будет, где то 120 надо...
Так погреть до отвердителя при 50, чтоб ацетон выгнать.

Аватара пользователя
Smol
Дон Кихот
Сообщения: 13380
Зарегистрирован: Вс фев 01, 2009 5:07 pm

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение Smol » Ср дек 15, 2010 9:30 pm

От ацетона откажитесь. Совсем...

Если уж так обязательно Вам нужно смолу разбавить - используйте что-то другое, нелетучее, дибутилфталат, скажем. Но теплостойкость упадет...

Ferom
Сообщения: 1048
Зарегистрирован: Чт дек 16, 2010 11:43 am

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение Ferom » Пт дек 17, 2010 3:39 pm

А если смешивать под водой? Ну, или под столбом жидкости, в которой все три компонента не растворяются. Если смешивать осторожно, то может получиться, по крайней мере, воздух внутрь смеси точно не попадет.

AF
Сообщения: 884
Зарегистрирован: Ср окт 26, 2005 9:24 pm

Re: Война с пузырями в смоле

Сообщение AF » Пт дек 17, 2010 5:02 pm

Для повышения удельной ударной вязкости материала я бы использовал одновременно и химическую модификацию и ввведение наполнителя.
Химическая модификация - введение в смолу активного разбавителя или/и использование специального отвердителя типа Jeffamine.
Вот ссылочка на их использование в качестве отвердителей ЭС: http://www.huntsman.com/.../JEFFAMINE_A ... _for_Epoxy _Resins_in_Composites_(3-08).pdf

По технике я бы делал так (как я делаю с похожими, но не эпоксидными композициями)

ЭС + Активный разбавитель + наполнитель (рубленное/молотое стекловолокно) + разрушитель пузырьков - пара капель(что-нибудь от BYK или подобное)
Нагреть, перемешать шпателем, вакуумировать.

Добавить отвердитель, перемешать, ваккумировать, залить в форму .

У вас свои нюансы, может эти рекомендации для вашего случая не годятся.

Ответить

Вернуться в «полимеры / chemistry of polymers»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя