Демеркаптанизация бензинов и т.п.
-
- Сообщения: 12
- Зарегистрирован: Вт окт 19, 2010 8:32 pm
- Контактная информация:
Демеркаптанизация бензинов и т.п.
Сырьем для получения авиационного топлива марок ТС-1 и Джет А-1 служит прямогонная керосиновая фракция, которая соответствует требованиям к авиатопливу практически по всем показателям, кроме содержания меркаптановой серы. В настоящее время концентрация меркаптановой серы в керосине, получаемом на НПЗ Европейской части России, значительно превышает допустимое значение 30ррм (примерно в 3÷7 раз). Периодически, в зависимости от природы перерабатываемых нефтей на НПЗ, содержание общей серы также превышает допустимую норму. Поэтому на ряде НПЗ керосиновую фракцию подвергают гидроочистке с получением реактивного топлива РТ или смесевых топлив (ТС-1 или Джет А-1), приготовленных смешением гидроочищенного керосина с прямогонным. В связи с чрезмерно высокой концентрацией меркаптанов в прямогонном керосине готовить смесевое топливо в приемлемом соотношении 70% к 30%отн. уже не представляется возможным. Возрастание же доли гидроочищенного керосина в смесевом топливе свыше 70% отн. ведет к снижению термостабильности топлива и необходимости дополнительного ввода в его состав антиоксидантов и противоизносных присадок, что повышает себестоимость топлива.
Учитывая, что содержание общей серы в керосине лишь периодически и незначительно превышает допустимую норму, дорогостоящему процессу гидроочистки целесообразно подвергать только часть керосина – не более половины от его общего объема. Остальную часть керосиновой фракции экономически более выгодно подвергать демеркаптанизации в мягких условиях (при 40-60°С) путем окисления коррозионно-активных меркаптанов в инертные дисульфиды в щелочной среде в присутствии гетерогенного катализатора. Препятствием для широкого внедрения процессов щелочной демеркаптанизации керосина является неэкологичность промышленно освоенных зарубежных и отечественных процессов (Мерокс, Мерикат, ДМД), проводимых с использованием катализаторов на угольной основе, и их многостадийность (≈ 5 стадий):
1) – форочистка 1.5÷2.0% раствором NaОН со сбросом щелочных стоков с нафтенатами;
2) – демеркаптанизация на угольном катализаторе в присутствии 2÷12%-ного NaОН с образованием щелочных стоков, загрязненных солями тяжелых металлов и нафтенатами;
3) – водная промывка керосина от унесенной щелочи со сбросом стоков с РН=10÷11;
4) – солевая осушка керосина со сбросом концентрированного рассола;
5) – контактная очистка отбеливающими глинами или силикагелем с образованием шламов.
Нами предлагается проводить демеркаптанизацию керосина по способу «Демер-КСП» на хорошо зарекомендовавшем себя при демеркаптанизации ББФ полимерном катализаторе КСМ:
- На 1-ой стадии керосин очищается в экстракторе от кислых примесей и влаги регенерируемым поглотителем, легко отстаивающимся от керосина в сепараторе. После регенерации поглотитель возвращается в экстрактор, непрерывно циркулируя в системе очистки.
- На 2-ой стадии идет окислительная демеркаптанизация керосина воздухом на катализаторе КСМ в присутствии промотора, непрерывно циркулирующего в системе.
Малоотходность и простота предлагаемого нами процесса Демер-КСП обеспечиваются заменой нерегенеративной стадии щелочной форочистки на регенеративную и применением полимерного катализатора КСМ, состав и технология приготовления которого, в отличие от катализаторов на угле, исключают унос каталитически активных компонентов и щелочи с очищаемым керосином и необходимость стадий подпитки катализатора, водной промывки и солевой осушки керосина, являющихся основными источниками образования трудно утилизируемых стоков. Данный процесс успешно прошел пилотные испытания на Московском НПЗ и квалификационные испытания во ВНИИНП. Он принят к внедрению 3-мя ведущими НПЗ России.
http://blog.ahmadullins.com/?p=64
Учитывая, что содержание общей серы в керосине лишь периодически и незначительно превышает допустимую норму, дорогостоящему процессу гидроочистки целесообразно подвергать только часть керосина – не более половины от его общего объема. Остальную часть керосиновой фракции экономически более выгодно подвергать демеркаптанизации в мягких условиях (при 40-60°С) путем окисления коррозионно-активных меркаптанов в инертные дисульфиды в щелочной среде в присутствии гетерогенного катализатора. Препятствием для широкого внедрения процессов щелочной демеркаптанизации керосина является неэкологичность промышленно освоенных зарубежных и отечественных процессов (Мерокс, Мерикат, ДМД), проводимых с использованием катализаторов на угольной основе, и их многостадийность (≈ 5 стадий):
1) – форочистка 1.5÷2.0% раствором NaОН со сбросом щелочных стоков с нафтенатами;
2) – демеркаптанизация на угольном катализаторе в присутствии 2÷12%-ного NaОН с образованием щелочных стоков, загрязненных солями тяжелых металлов и нафтенатами;
3) – водная промывка керосина от унесенной щелочи со сбросом стоков с РН=10÷11;
4) – солевая осушка керосина со сбросом концентрированного рассола;
5) – контактная очистка отбеливающими глинами или силикагелем с образованием шламов.
Нами предлагается проводить демеркаптанизацию керосина по способу «Демер-КСП» на хорошо зарекомендовавшем себя при демеркаптанизации ББФ полимерном катализаторе КСМ:
- На 1-ой стадии керосин очищается в экстракторе от кислых примесей и влаги регенерируемым поглотителем, легко отстаивающимся от керосина в сепараторе. После регенерации поглотитель возвращается в экстрактор, непрерывно циркулируя в системе очистки.
- На 2-ой стадии идет окислительная демеркаптанизация керосина воздухом на катализаторе КСМ в присутствии промотора, непрерывно циркулирующего в системе.
Малоотходность и простота предлагаемого нами процесса Демер-КСП обеспечиваются заменой нерегенеративной стадии щелочной форочистки на регенеративную и применением полимерного катализатора КСМ, состав и технология приготовления которого, в отличие от катализаторов на угле, исключают унос каталитически активных компонентов и щелочи с очищаемым керосином и необходимость стадий подпитки катализатора, водной промывки и солевой осушки керосина, являющихся основными источниками образования трудно утилизируемых стоков. Данный процесс успешно прошел пилотные испытания на Московском НПЗ и квалификационные испытания во ВНИИНП. Он принят к внедрению 3-мя ведущими НПЗ России.
http://blog.ahmadullins.com/?p=64
Ахмадуллин Р.М.
Re: Рациональная схема получения авиационного топлива на НПЗ
Это что, реклама?
Re: Рациональная схема получения авиационного топлива на НПЗ
По моему это хуже - это спам.
-
- Сообщения: 12
- Зарегистрирован: Вт окт 19, 2010 8:32 pm
- Контактная информация:
Демеркаптанизация бензинов
Процесс демеркаптанизации бензинов в основном представлен стадией экстракции извлекаемых низкомолекулярных меркаптанов 15%-ным раствором щелочи и доокислении неэкстрагируемых меркаптанов кислородом воздуха в самом топливе в присутствии фталоцианиновых катализаторов. Основным недостаткам данного метода является снижение общей серы в бензинах только за счет низкомолекулярных меркаптанов, в то время как высокомолекулярные меркаптаны превращаются в дисульфиды и остаются в самом бензине, при этом показатель общей серы не снижается.
Следует особо отметить, что бензин, направляемый на гидроочистку, должен как можно меньше содержать в своем составе меркаптанов, а также дисульфидов, которые при разложении также превращаются в меркаптаны и являются причиной преждевременного закоксовывания катализаторов гидрогенизационных процессов. Поэтому предлагать окисление меркаптанов в прямогонном бензине или бензине каткрекинга, а затем направлять его на гидроочистку является бессмысленным.
Нами предлагается одностадийный процесс экстракционной очистки бензинов от меркаптанов новым экстрагентом «Демерус», состав и свойства которого позволяют извлекать из бензинов до 94% меркаптанов – против 37%, при щелочной экстракции и существенно снижать за счет этого содержание общей серы в очищаемой фракции.
http://www.ahmadullins.com/index.php/pr ... merus.html
Следует особо отметить, что бензин, направляемый на гидроочистку, должен как можно меньше содержать в своем составе меркаптанов, а также дисульфидов, которые при разложении также превращаются в меркаптаны и являются причиной преждевременного закоксовывания катализаторов гидрогенизационных процессов. Поэтому предлагать окисление меркаптанов в прямогонном бензине или бензине каткрекинга, а затем направлять его на гидроочистку является бессмысленным.
Нами предлагается одностадийный процесс экстракционной очистки бензинов от меркаптанов новым экстрагентом «Демерус», состав и свойства которого позволяют извлекать из бензинов до 94% меркаптанов – против 37%, при щелочной экстракции и существенно снижать за счет этого содержание общей серы в очищаемой фракции.
http://www.ahmadullins.com/index.php/pr ... merus.html
Ахмадуллин Р.М.
Re: Демеркаптанизация бензинов
Ренат. Вот вы потомственный химик, а занимаетесь спамом. Это даже как то унизительно для профессии.
Для этого есть коммерческие разделы сайта.
Лучше бы рассказали нам про безфосгенную технологию поликарбоната, про это так сказать закордонное чудо, запущенное в Казани. Про химию процесса про аппаратурные решения. Ведь это всем интересно, а вы прямо у этого станка стоите и у вас все это перед глазами происходит.
Для этого есть коммерческие разделы сайта.
Лучше бы рассказали нам про безфосгенную технологию поликарбоната, про это так сказать закордонное чудо, запущенное в Казани. Про химию процесса про аппаратурные решения. Ведь это всем интересно, а вы прямо у этого станка стоите и у вас все это перед глазами происходит.
Re: Демеркаптанизация бензинов
А я вообще не понимаю, куда модераторы смотрят... Если так разрешено делать, то я два десятка таких "информаций" о своих промышленных разработках на форум вывалю, типа пусть новые заказчики постепенно ищутся... Да и не один я так могу.avor писал(а):Ренат. Вот вы потомственный химик, а занимаетесь спамом....
Химизм там понятен, я его как-то на этом форуме в какой-то теме описывал: viewtopic.php?f=45&t=47815&start=0Лучше бы рассказали нам про безфосгенную технологию поликарбоната, про это так сказать закордонное чудо, запущенное в Казани. Про химию процесса про аппаратурные решения. Ведь это всем интересно...
А вот насчет "чуда"... В общем, пока никак в Казани особо хорошего качества не получается, поэтому фосгенный способ своих позиций вовсе не сдал... И безопасность безфосгенного способа тоже под сомнением, СО - это яд такой же степени опасности, как и фосген, только в отличие от последнего обнаруживается сложнее...
Но вот промпродукты этого способа: диметилкарбонат и дифенилкарбонат - это очень интересно, они могут не только при производстве поликарбоната пригодиться, но и как самостоятельные вещества...
Re: Демеркаптанизация бензинов
Попробуйте, коллега Smol. Данный раздел в какой-то мере так исходно и задумывался, вспомните жаркие дискуссии в курилке год назад о необходимости оногоSmol писал(а):А я вообще не понимаю, куда модераторы смотрят... Если так разрешено делать, то я два десятка таких "информаций" о своих промышленных разработках на форум вывалю, типа пусть новые заказчики постепенно ищутся... Да и не один я так могу...
Бог на стороне не больших батальонов, а тех, кто лучше стреляет (приписывается Вольтеру)
-
- Сообщения: 12
- Зарегистрирован: Вт окт 19, 2010 8:32 pm
- Контактная информация:
Выбор технологической схемы сероочистки ППФ и ББФ
На сегодняшний день большинство НПЗ России имеет раздельную схему очистки пропан-пропиленовой фракции (ППФ) и бутан-бутиленовой фракции (ББФ) от сернистых соединений. В ППФ сернистые соединения в основном представлены сероводородом и метилмеркаптаном тогда, как в ББФ – только меркаптановыми соединениями. Поэтому экономически и технологически оправдано подвергать аминовой очистке от сероводорода только ППФ, доля которой в общем объеме сжиженных газов составляет не более 30%. Целесообразно исключить контакт ББФ с аминовыи раствором для предотвращения ее загрязнения амином и исключения дополнительной стадии водной промывки от аминов, являющихся ядом как для катализаторов демеркаптанизации ББФ, так и синтеза МТБЭ и процесса алкилирования.
При раздельной очистке ППФ и ББФ одновременно для обеих фракций повышается глубина очистки от сернистых соединений. Необходимо заметить, что аминовая очистка ППФ от сероводорода также удаляет из ППФ до 80% метилмеркаптана.
Согласно ТУ 0272-024-00151638-99 допустимое содержание сероводорода в ППФ составляет не более 0.002%мас., а содержание меркаптанов и сероокиси углерода не рагламентируется. В ББФ в соответствии с ТУ 0272-027-00151638-99 допустимое содержание меркаптановой серы составляет не более 0.015%мас. – для марки А и не более 0.02%мас. – для марок Б и В. При использовании ББФ в качестве сырья для получения МТБЭ или в процессе алкилирования остаточное содержание меркаптановой серы должно быть не более 0.001%мас. Однако с переходом на стандарт бензинов Евро-5 норма на остаточное содержание меркаптановой серы в ББФ будет снижаться.
С ужесточением требований к содержанию общей серы в бензинах до 50ррм – по Евро-4 и до 10ррм – по Евро-5, резко возрастают требования и к содержанию общей серы в МТБЭ. В этой связи демеркаптанизацию ББФ – сырья МТБЭ в настоящее время целесообразно проводить на гетерогенном катализаторе КСМ.
При использовании гетерогенного катализатора исключается загрязнение очищаемого сырья органическими дисульфидами, образующимися при наличии гомогенного катализатора в щелочи за счет окисления меркаптидов растворенным в щелочном растворе кислородом вне регенератора. Дисульфиды, образующиеся вне регенератора, переходят в экстракторе из щелочного раствора в очищаемый продукт – ББФ, увеличивая в нем и, следовательно в МТБЭ, содержание общей серы.
При использовании ППФ для получения пропилена фракцию необходимо дополнительно очищать от меркаптанов. Так, для очистки ППФ и ББФ от меркаптанов наиболее эффективным методом является их хемосорбция водными растворами щелочей с последующей окислительно-каталитической регенерацией насыщенных меркаптидами щелочных растворов окислением кислородом воздуха при нагревании в присутствии гетерогенного катализаторов КСМ. Для этого очистку ППФ и ББФ можно осуществить в разных экстракторах, а регенерацию щелочного раствора проводить в общем регенераторе, загруженным насадочными элементами
При совместной очистке сжиженных газов (ПББФ) от сероводорода и меркаптанов увеличиваются капитальные затраты за счет увеличения объема оборудования, а также за счет роста эксплуатационных расходов на утилизацию стоков, образующихся при отмывки ПББФ от амина. Совместная очистка ПББФ представлена на сегодняшний день только на Ярославском НПЗ и на ОАО «ТАИФ-НК».
При раздельной очистке ППФ и ББФ одновременно для обеих фракций повышается глубина очистки от сернистых соединений. Необходимо заметить, что аминовая очистка ППФ от сероводорода также удаляет из ППФ до 80% метилмеркаптана.
Согласно ТУ 0272-024-00151638-99 допустимое содержание сероводорода в ППФ составляет не более 0.002%мас., а содержание меркаптанов и сероокиси углерода не рагламентируется. В ББФ в соответствии с ТУ 0272-027-00151638-99 допустимое содержание меркаптановой серы составляет не более 0.015%мас. – для марки А и не более 0.02%мас. – для марок Б и В. При использовании ББФ в качестве сырья для получения МТБЭ или в процессе алкилирования остаточное содержание меркаптановой серы должно быть не более 0.001%мас. Однако с переходом на стандарт бензинов Евро-5 норма на остаточное содержание меркаптановой серы в ББФ будет снижаться.
С ужесточением требований к содержанию общей серы в бензинах до 50ррм – по Евро-4 и до 10ррм – по Евро-5, резко возрастают требования и к содержанию общей серы в МТБЭ. В этой связи демеркаптанизацию ББФ – сырья МТБЭ в настоящее время целесообразно проводить на гетерогенном катализаторе КСМ.
При использовании гетерогенного катализатора исключается загрязнение очищаемого сырья органическими дисульфидами, образующимися при наличии гомогенного катализатора в щелочи за счет окисления меркаптидов растворенным в щелочном растворе кислородом вне регенератора. Дисульфиды, образующиеся вне регенератора, переходят в экстракторе из щелочного раствора в очищаемый продукт – ББФ, увеличивая в нем и, следовательно в МТБЭ, содержание общей серы.
При использовании ППФ для получения пропилена фракцию необходимо дополнительно очищать от меркаптанов. Так, для очистки ППФ и ББФ от меркаптанов наиболее эффективным методом является их хемосорбция водными растворами щелочей с последующей окислительно-каталитической регенерацией насыщенных меркаптидами щелочных растворов окислением кислородом воздуха при нагревании в присутствии гетерогенного катализаторов КСМ. Для этого очистку ППФ и ББФ можно осуществить в разных экстракторах, а регенерацию щелочного раствора проводить в общем регенераторе, загруженным насадочными элементами
При совместной очистке сжиженных газов (ПББФ) от сероводорода и меркаптанов увеличиваются капитальные затраты за счет увеличения объема оборудования, а также за счет роста эксплуатационных расходов на утилизацию стоков, образующихся при отмывки ПББФ от амина. Совместная очистка ПББФ представлена на сегодняшний день только на Ярославском НПЗ и на ОАО «ТАИФ-НК».
Ахмадуллин Р.М.
Re: Демеркаптанизация бензинов
все форумы нефтяников уже заспамилАхмадуллин Р.М. писал(а):Процесс демеркаптанизации бензинов в основном представлен стадией экстракции извлекаемых низкомолекулярных меркаптанов 15%-ным раствором щелочи и доокислении неэкстрагируемых меркаптанов кислородом воздуха в самом топливе в присутствии фталоцианиновых катализаторов. Основным недостаткам данного метода является снижение общей серы в бензинах только за счет низкомолекулярных меркаптанов, в то время как высокомолекулярные меркаптаны превращаются в дисульфиды и остаются в самом бензине, при этом показатель общей серы не снижается.
если бы еще это была его технология или его матери, так нет же
простая копия UOP, которую повторил Мазгаров с Вильдановым при помощи кафедры нефти и катализа МГУ, у самих в Казани мозгов не хватило повторить катализатор.
Технологии лет 50 и все кому она нужна уже давно используют.
Вот вы мне скажите как у вас обстоят дела с авторством? с тем самым ВНИИУс или Вильдановым?
-
- Сообщения: 12
- Зарегистрирован: Вт окт 19, 2010 8:32 pm
- Контактная информация:
Re: Демеркаптанизация бензинов
Уважаемые читатель,
с авторскими правами у нас все хорошо, гетерогенный катализатор КСМ запатентован и не имеет аналогов в мире. Также хочу добавить моему доброжелателю, что пределу совершенства нет и иногда даже небольшие изменения в технологии могут привести к существенным результатам. Что касается ВНИИУС, то технология Демер-ЛУВС с применением гетерогенного катализатора КСМ была разработана и запатентована Ахмадуллиной А.Г. Хочу дополнить, что в отличие от московских вузов ВНИИУС еще при советской власти был на полном хозрасчете и не получал государственных дотаций и все, что там было разработано было осуществлено на деньги заработанные самими разработчиками.
Что касается Мазгарова с Вильдановым, то они в последние годы, например, разработали на основе фталоцианиновых катализаторов новый процесс демеркаптанизации нефти. Честь им и хвала.
И потом разнообразие фталоцианиновых катализаторов очень велико и говорить, что все работают под копирку от UOP по крайней мере как минимум легкомысленно.
Что касается спама, то до этого я по-видимому не до конца понимал куда именно необходимо на форуме опубликовывать данные о новых технологиях. Чем ругаться лучше подскажите как на вашем форуме автор может удалить предыдущие статьи.
Заранее благодарен,
Ренат.
с авторскими правами у нас все хорошо, гетерогенный катализатор КСМ запатентован и не имеет аналогов в мире. Также хочу добавить моему доброжелателю, что пределу совершенства нет и иногда даже небольшие изменения в технологии могут привести к существенным результатам. Что касается ВНИИУС, то технология Демер-ЛУВС с применением гетерогенного катализатора КСМ была разработана и запатентована Ахмадуллиной А.Г. Хочу дополнить, что в отличие от московских вузов ВНИИУС еще при советской власти был на полном хозрасчете и не получал государственных дотаций и все, что там было разработано было осуществлено на деньги заработанные самими разработчиками.
Что касается Мазгарова с Вильдановым, то они в последние годы, например, разработали на основе фталоцианиновых катализаторов новый процесс демеркаптанизации нефти. Честь им и хвала.
И потом разнообразие фталоцианиновых катализаторов очень велико и говорить, что все работают под копирку от UOP по крайней мере как минимум легкомысленно.
Что касается спама, то до этого я по-видимому не до конца понимал куда именно необходимо на форуме опубликовывать данные о новых технологиях. Чем ругаться лучше подскажите как на вашем форуме автор может удалить предыдущие статьи.
Заранее благодарен,
Ренат.
Ахмадуллин Р.М.
Re: Демеркаптанизация бензинов
Уважаемый Ахмадуллин Р.М. прикрипите к вашему предложению фото патента или его номер (номер заявки). Кроме того, как вы избавляетесь от тиофенов? Если честно, меня эта тема занимает только в одном аспекте - извлечение тиофенов (мы их потребляем). Есть возможные производители, которым нужно удалить серу. В итоге выиграют все. Только недоверчивым приходиться быть иначе ...
Уважающие себя физики и математики обходят стороной антинаучных художников рисущих молекулы и называющих себя химиками.
-
- Сообщения: 12
- Зарегистрирован: Вт окт 19, 2010 8:32 pm
- Контактная информация:
Гомогенные и гетерогенные кат-ры при демеркаптанизии ППББФ
Для очистки ППФ и ББФ от меркаптанов наиболее эффективным методом является их хемосорбция водными растворами щелочей с последующей окислительно-каталитической регенерацией насыщенных меркаптидами щелочных растворов окислением кислородом воздуха при нагревании в присутствии гомогенного или гетерогенного катализаторов.
Катализатор гомогенно-каталитического процесса /1/ растворен или диспергирован в щелочном растворе и циркулирует вместе с ним в системе очистки от экстрактора к регенератору и обратно к экстрактору.
Присутствие гомогенного катализатора в щелочном растворе приводит к окислению меркаптидов с образованием дисульфидов как в регенераторе, так и вне его – в трубопроводах и в самом экстракторе – при наличии растворенного кислорода в регенерированном растворе щелочи. Дисульфиды, образующиеся вне регенератора, переходят в экстракторе из щелочи в очищаемый углеводород, существенно повышая в нем содержание общей серы (на 0.03-0.05%мас) /1/.
Гетерогенный катализатор КСМ, используемый в процессах /2, 3/, введен в полимер и стационарно закреплен в регенераторе, что исключает попадание каталитически активных компонентов из него в щелочь /4/. Окисление меркаптидов в отсутствие катализатора в щелочном растворе практически не идет. Процесс окислительной регенерации меркаптидсодержащей щелочи на катализаторе КСМ проводится при температурах (порядка 60-700С), при которых концентрация растворенного кислорода в циркулирующем щелочном растворе примерно вдвое ниже, чем в гомогенно-каталитическом процессе /1/, проводимом при 40-450С (из-за низкой термогидролитической устойчивости гомогенного катализатора в щелочи). Отсутствие катализатора и низкая концентрация растворенного кислорода полностью исключают образование дисульфидов в циркулирующем щелочном растворе гетерогенно-каталитических процессов вне регенератора и их попадание в очищаемые сжиженные газы.
В последние годы с ужесточением требований к содержанию общей серы в бензинах менее 50 ppm для Евро4 и менее 10 ppm для Евро5 становится актуальным содержание общей серы в МТБЭ, сырьем для производства которого в основном является бутан-бутиленовая фракция с каткрекинга.
Также низкое содержание общей серы (не более 10 ppm) регламентируется для бутановой фракции сырья фтористо-водородного алкилирования.
В 2010 году с применением гетерогенного катализатора КСМ был пущен в эксплуатацию блок демеркаптанизации бутановой фракции АГФУ ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» и достигнуты следующие показатели: содержание меркаптановой серы не превышает 5 ppm, содержание общей серы не превышает 10 ppm.
1 Фомин В.А., Вильданов А.Ф., Мазгаров А.М., Луговской А.И. «Внедрение процесса демеркаптанизации ББФ на ГФУ Рязанского НПЗ», Нефтепереработка и нефтехимия, №12, 1987г, стр14-15.
2 Ахмадуллина А.Г. Кижаев Б.В. Нургалиева Г.М. Шабаева А.С., Тугуши С.О. Харитонов Н.В. Гетеро-каталитическая демеркаптанизация легкого углеводородного сырья. Нефтепереработка и нефтехимия, №2, 1994г, стр.39-41.
3 Ахмадуллина А.Г., Ахмадуллин Р.М., Смирнов В.А., Титова Л.Ф., Егоров С.А., Опыт гетерогенно-каталитической демеркаптанизации сырья МТБЭ в ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», НП и НХ, № 3, 2005г, стр.15-17.
4 Ахмадуллина А.Г., Кижаев Б.В., Хрущева И.К., Абрамова Н.М. и др. Опыт промышленной эксплуатации гетерогенных катализаторов в процессах окислительного обезвреживания сернисто-щелочных стоков и водных технологических конденсатов. Нефтепереработка и нефтехимия, №2, 1993г, с.19-23.
Катализатор гомогенно-каталитического процесса /1/ растворен или диспергирован в щелочном растворе и циркулирует вместе с ним в системе очистки от экстрактора к регенератору и обратно к экстрактору.
Присутствие гомогенного катализатора в щелочном растворе приводит к окислению меркаптидов с образованием дисульфидов как в регенераторе, так и вне его – в трубопроводах и в самом экстракторе – при наличии растворенного кислорода в регенерированном растворе щелочи. Дисульфиды, образующиеся вне регенератора, переходят в экстракторе из щелочи в очищаемый углеводород, существенно повышая в нем содержание общей серы (на 0.03-0.05%мас) /1/.
Гетерогенный катализатор КСМ, используемый в процессах /2, 3/, введен в полимер и стационарно закреплен в регенераторе, что исключает попадание каталитически активных компонентов из него в щелочь /4/. Окисление меркаптидов в отсутствие катализатора в щелочном растворе практически не идет. Процесс окислительной регенерации меркаптидсодержащей щелочи на катализаторе КСМ проводится при температурах (порядка 60-700С), при которых концентрация растворенного кислорода в циркулирующем щелочном растворе примерно вдвое ниже, чем в гомогенно-каталитическом процессе /1/, проводимом при 40-450С (из-за низкой термогидролитической устойчивости гомогенного катализатора в щелочи). Отсутствие катализатора и низкая концентрация растворенного кислорода полностью исключают образование дисульфидов в циркулирующем щелочном растворе гетерогенно-каталитических процессов вне регенератора и их попадание в очищаемые сжиженные газы.
В последние годы с ужесточением требований к содержанию общей серы в бензинах менее 50 ppm для Евро4 и менее 10 ppm для Евро5 становится актуальным содержание общей серы в МТБЭ, сырьем для производства которого в основном является бутан-бутиленовая фракция с каткрекинга.
Также низкое содержание общей серы (не более 10 ppm) регламентируется для бутановой фракции сырья фтористо-водородного алкилирования.
В 2010 году с применением гетерогенного катализатора КСМ был пущен в эксплуатацию блок демеркаптанизации бутановой фракции АГФУ ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» и достигнуты следующие показатели: содержание меркаптановой серы не превышает 5 ppm, содержание общей серы не превышает 10 ppm.
1 Фомин В.А., Вильданов А.Ф., Мазгаров А.М., Луговской А.И. «Внедрение процесса демеркаптанизации ББФ на ГФУ Рязанского НПЗ», Нефтепереработка и нефтехимия, №12, 1987г, стр14-15.
2 Ахмадуллина А.Г. Кижаев Б.В. Нургалиева Г.М. Шабаева А.С., Тугуши С.О. Харитонов Н.В. Гетеро-каталитическая демеркаптанизация легкого углеводородного сырья. Нефтепереработка и нефтехимия, №2, 1994г, стр.39-41.
3 Ахмадуллина А.Г., Ахмадуллин Р.М., Смирнов В.А., Титова Л.Ф., Егоров С.А., Опыт гетерогенно-каталитической демеркаптанизации сырья МТБЭ в ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», НП и НХ, № 3, 2005г, стр.15-17.
4 Ахмадуллина А.Г., Кижаев Б.В., Хрущева И.К., Абрамова Н.М. и др. Опыт промышленной эксплуатации гетерогенных катализаторов в процессах окислительного обезвреживания сернисто-щелочных стоков и водных технологических конденсатов. Нефтепереработка и нефтехимия, №2, 1993г, с.19-23.
Ахмадуллин Р.М.
Re: Гомогенные и гетерогенные кат-ры при демеркаптанизии ППБ
Уже есть похожая тема. Можете продолжить её, а не засоряя форум.
Уважающие себя физики и математики обходят стороной антинаучных художников рисущих молекулы и называющих себя химиками.
-
- Сообщения: 9448
- Зарегистрирован: Вт дек 21, 2004 11:42 am
Re: Демеркаптанизация бензинов и т.п.
Да, так и следует делать.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 21 гость