Черепаха и три слона для детей химиков
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
Да, конечно. Но мне кажется, что когда движения нет, а перемешивание происходит, как-то сильнее воздействует.
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
Вот тут вот предлагают бросать кристаллик марганцовки не в воду,а в желатин для пущей наглядности диффузии.
-Чем же, по-Вашему, надо пользоваться при объяснении?
- Мокрой сетью. Исключительно эффективно.
- Мокрой сетью. Исключительно эффективно.
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
Не-не-не, мономолекулярный слой - чОрый, никакой радуги и прочей интерференции, не путайте детёнышей .Можно показать пятна бензина в луже (мономолекулярный слой) или пленку мыльного пузыря. Но тогда еще про интерференцию придется рассказывать.
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
Спасибо, ifh, с желатином даже интереснее! Что интересно: если налить коллоидный раствор на поверхность желатина, диффундирует только растворитель, что хорошо видно на окрашенных золях.
Говорят, что когда толщина пленки достигает 25 нм и меньше, пузырь становится черным:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1% ... 1%80%D1%8C
Мономолекулярный да, там интерференции взяться неоткуда. Дык в мыльном пузыре-то слой не мономолекулярный, там как раз между двумя слоями ПАВ заключен тончайший слой жидкости, иначе они бы не надувалисьНе-не-не, мономолекулярный слой - чОрый, никакой радуги и прочей интерференции, не путайте детёнышей
Говорят, что когда толщина пленки достигает 25 нм и меньше, пузырь становится черным:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1% ... 1%80%D1%8C
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
Код: Выделить всё
Как "кровавую Мери"? По ножику.
В пробирку вначале наливают серную к-ту, лучше пипеткой на донышко или дать стечь со стенок. Затем наливают примерно столько же по высоте (~3 см/3 см) спирта (в детстве я брал денатурат, изопропанол тоже сгодится). Далее берут отдельный кристаллик марганцовки и кидают его в жидкость. Если попадёте на стенку со следами кислоты - может пыхнуть! У меня такого не случалось. Когда кристалл достигает границы раздела фаз, раздаётся громкий щелчок со вспышкой (особенно впечатляет в темноте). Если пробирка хорошо закреплена, а стол не шаткий, то на десяток микровзрывов должно хватить.
Я периодически вспоминаю этот опыт, так как он обнажает прореху в моём химическом образовании: хоть убейте, я не понимаю, почему двухслойная система спирт-серняга, компоненты которой не только смешиваются, но и ХИМИЧЕСКИ взаимодействуют друг с другом с выделением изрядного тепла, может существовать ЧАСАМИ
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
Аааа, да, недавно прочитала про этот опыт. Так он получается? А поделитесь технологией: ЧЕМ вносить маленький кристаллик? Подойдет обычный пинцет?
Upstream, могу так с ходу высказать скромное предположение, что раз реакция идет на границе раздела фаз, и все сделано для того, чтобы фазы эти не перемешивались, то около границы образуются продукты, которые замедляют дальнейшее протекание реакции, ведь новые порции реагентов поступают к поверхности контакта крайне медленно.
Upstream, могу так с ходу высказать скромное предположение, что раз реакция идет на границе раздела фаз, и все сделано для того, чтобы фазы эти не перемешивались, то около границы образуются продукты, которые замедляют дальнейшее протекание реакции, ведь новые порции реагентов поступают к поверхности контакта крайне медленно.
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
ну, чтобы вещества взаимодействовали, они должны друг с другом перемешиваться, ну а диффузия в жидкостях идет сутками - это ее время, диффузия в газай уже, конечно, быстрая
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
Замечу, что вспышка обычно происходит не сразу, а лишь после того, как кристаллик, упав на дно, прореагирует с кислотой. Образуется гептаоксид димарганца, который высплывая, уже реагирует со спиртом.
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
>ЧЕМ вносить маленький кристаллик? Подойдет обычный пинцет?
Пинцетом легко раздавить. Я бросал пальцАми , но думаю, что полупрозрачная трубочка для котейля или одноразовый жёлтый наконечник для автопипетки, - "самое то", особенно если их срезать наискосок. Я так делаю одноразовые шпатели из разнокалиберной пластиковой хрени
Мои "претензии" к метастабильной двухслойной системе спирт-серняга (никак не связанные с марганцовкой) я выразил весьма невнятно. Суть вот в чём. Одно дело, когда краситель вяло диффундирует в чистую воду, тут как градиент концентрации, так и чисто энтропийный энергетический стимул процесса невелики. В нашем случае градиенты в обе стороны - максимально возможные по величине + мощный энергетический стимул (вкдад экзотермии смешения, сопряжённого с реакцией образования этилсерной кислоты плюс недетский энтропийный вклад), а система стоит себе как Кровавая Мери, которой особо нечего выигрывать или терять... Какого рожна ей не хватает? Такое чувство, что пограничная зона хорошо изолирует друг от друга основную массу чистых компонентов и они друг друга уже не видят, так что концентрационные градиенты как бы не существуют Надо было в своё время внимательнее слушать макрокинетику
Пинцетом легко раздавить. Я бросал пальцАми , но думаю, что полупрозрачная трубочка для котейля или одноразовый жёлтый наконечник для автопипетки, - "самое то", особенно если их срезать наискосок. Я так делаю одноразовые шпатели из разнокалиберной пластиковой хрени
Мои "претензии" к метастабильной двухслойной системе спирт-серняга (никак не связанные с марганцовкой) я выразил весьма невнятно. Суть вот в чём. Одно дело, когда краситель вяло диффундирует в чистую воду, тут как градиент концентрации, так и чисто энтропийный энергетический стимул процесса невелики. В нашем случае градиенты в обе стороны - максимально возможные по величине + мощный энергетический стимул (вкдад экзотермии смешения, сопряжённого с реакцией образования этилсерной кислоты плюс недетский энтропийный вклад), а система стоит себе как Кровавая Мери, которой особо нечего выигрывать или терять... Какого рожна ей не хватает? Такое чувство, что пограничная зона хорошо изолирует друг от друга основную массу чистых компонентов и они друг друга уже не видят, так что концентрационные градиенты как бы не существуют Надо было в своё время внимательнее слушать макрокинетику
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
Понимаете, уважаемый Upstream, в данном вопросе Вы путаете кинетику с термодинамикой: все энергетические выгоды, о которых Вы говорите - теплота реакции, энтальпии и энтропии смешения - относятся к сфере термодинамики, а скорость протекания процесса - к кинетике. Нам на лекциях многократно повторяли, что "термодинамика изучает системы в положении равновесия, однако ничего не говорит о скорости достижения этого равновесия". Видимо, данная система находится под кинетическим, а не термодинамическим контролем. И таких примеров немало.
chimist, спасибо за замечание!
А кто-нибудь пробовал следующий очень красивый по описанию опыт: в "жидкое стекло", смешанное с водой, по одному бросаются кристаллики различных окрашенных хлоридов.
chimist, спасибо за замечание!
А кто-нибудь пробовал следующий очень красивый по описанию опыт: в "жидкое стекло", смешанное с водой, по одному бросаются кристаллики различных окрашенных хлоридов.
и сразу каждый из них пускает "отросточек": вверх начинает двигаться пузырёк, оставляя за собой след, похожий на водоросль. Появление цветных водорослей объясняется тем, что растворение кристалликов в воде сопровождается реакцией двойного обмена соли и силиката и появлением на кристаллике осадка силиката в виде плёнки. Принцип появления водорослей очень интересен: осадок имеет свойство пропускать воду только к кристаллику. После этого растворение кристаллика происходит в своеобразном мешочке с полупроникающими стенками. Стенки этого мешочка под давлением жидкости разрываются и создаётся новая плёнка-осадок. Кристаллик будто превращается в кустик.
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
на медленность смешения (распределения молекул) мне нравится такой опыт, в ЯМР ампулу капается на дно CDCl3 и доливается обычный хлороформ, и если не перемешивать, то приборчег не видит наличия дейтерия, хотя ну, казалось бы, ну какого ему надо чтобы перемешаться движением ну практически подобных молекул
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
Пробовал в школе еще Действительно получается довольно красиво и необычно. Есть два варианта этого опыта: бросать в клей кристаллики разноцветных солей, но сам я обычно просто аккуратно приливал к нескольким, заранее положенным на дно высокого сосуда кристаллам, разбавленный ~ вдвое раствор силикатного клея.MPS писал(а):А кто-нибудь пробовал следующий очень красивый по описанию опыт: в "жидкое стекло", смешанное с водой, по одному бросаются кристаллики различных окрашенных хлоридов.<...>
Можно капнуть крепкий раствор солей поверх клея, тогда химический сад будет расти сверху вниз.
С сайта alhimik.ru
Химический аквариум получается, если в стеклянную банку с водным раствором 1 л жидкого стекла в 0,5--0,7 л воды одновременно из двух стаканов вылить водные растворы сульфата хрома Cr2(SO4)3 и хлорида железа FeCl3, то в банке вырастут силикатные "водоросли" желто-зеленого цвета, которые, причудливо переплетаясь, опускаются сверху вниз. А добавив в банку по каплям раствор медного купороса, мы заселим аквариум "морскими звездами" и "морскими ежами". Рост "водорослей" -- результат кристаллизации соединений железа, меди и хрома -- гидроксидов и гидроксосиликатов, которые образуются в результате обменных реакций.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Бог на стороне не больших батальонов, а тех, кто лучше стреляет (приписывается Вольтеру)
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
коллега, может, наоборот - хлороформ на дно, а CDCl3 - сверху, и сигналов хлороформа нет? так как-то понятнее..Maloy писал(а):на медленность смешения (распределения молекул) мне нравится такой опыт, в ЯМР ампулу капается на дно CDCl3 и доливается обычный хлороформ, и если не перемешивать, то приборчег не видит наличия дейтерия, хотя ну, казалось бы, ну какого ему надо чтобы перемешаться движением ну практически подобных молекул
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
amik, Спасибо за рецепт!
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
Кстати, опыт с выращиванием "водорослей", насколько я помню, делал еще Ньютон, усматривая в нем "модель" развития живого .
Коллега MPS, этот опыт лучше выполнять в пластиковых ёмкостях, так как силикатный клей довольно сильно портит стекло (если силикатному саду дать постоять несколько дней).
Еще описан вариант выпускания из пипетки насыщенного раствора соли металла в объем силикатного раствора.
Коллега MPS, этот опыт лучше выполнять в пластиковых ёмкостях, так как силикатный клей довольно сильно портит стекло (если силикатному саду дать постоять несколько дней).
Еще описан вариант выпускания из пипетки насыщенного раствора соли металла в объем силикатного раствора.
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
Да, про стекло понятно, спасибо. Кстати о днях. Сколько эта красота может храниться, пока диффузия не размажет водоросли по всему объему или еще какая беда приключится?
Я еще пару вопросиков... А кто-нибудь ставил цветы в подкрашенную воду? Интересно, за какое время результат будет виден на листьях (скажем, хватит ли получаса)?
Я еще пару вопросиков... А кто-нибудь ставил цветы в подкрашенную воду? Интересно, за какое время результат будет виден на листьях (скажем, хватит ли получаса)?
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
Хранится в закрытой посуде довольно долго, если не встряхивать. Диффузия этим "водорослям" не страшна.
С цветами в цветной воде не пробовал, однако некоторые меняют окраску под колоколом с аммиаком или обесцвечиваются в атмосфере диоксида серы.
С цветами в цветной воде не пробовал, однако некоторые меняют окраску под колоколом с аммиаком или обесцвечиваются в атмосфере диоксида серы.
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
Ежели как-нибудь вам подарят шикарный букет белых роз, поставьте их в обычную синьку и понаблюдайте за эффектомMPS писал(а): А кто-нибудь ставил цветы в подкрашенную воду? Интересно, за какое время результат будет виден на листьях (скажем, хватит ли получаса)?
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
В детстве я поливал узумбарские фиалки раствором перманганата и через пару дней крупные сосуды на листьях приобретали соответствующую окраску. Наверное, какой-то марганцевый комплекс - перманганату в живом растении делать нечего? На собственно цветках это измывательство не сказывалось.
Re: Черепаха и три слона для детей химиков
Понаблюдать за реакцией того, кто подарил?Marxist писал(а):Ежели как-нибудь вам подарят шикарный букет белых роз, поставьте их в обычную синьку и понаблюдайте за эффектом
jusja должна знать многое про окрашивание растений...
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 18 гостей