Новости химической науки > Молекулярные губки для улавливания углерода

9.5.2008
средняя оценка статьи - 4.5 (2 оценок) Подписаться на RSS

Химики из США разработали молекулярные губки, которые могут улавливать и хранить диоксид углерода. Полученные исследователями цеолиты можно легко получить, они обладают термической устойчивостью и могут использоваться для выделения CO2 из сложной смеси газов.

Омар Ягхи (Omar Yaghi) с коллегами из Университета Калифорнии в Лос Анжелесе (UCLA) получили новые соединения на основе цеолитно-имидазольных каркасов (ZIF) – пористых кристаллических материалов с клеткообразной структурой, подобной при родным алюмосиликатным цеолитам [1]. В этом году Ягхи уже сообщал о получении новых сложных ZIF, некоторые из которых могут поглощать СO2 [2]. Однако, новые ZIF лучше – они не изменяют свою структуру при нагреве вплоть до 500°C и хорошо работают при комнатной температуре.

Компьютерная модель структуры ZIF-100 (Рисунок из Nature, 2008, DOI: 10.1038/nature06900)

Новые молекулярные клетки, получившие названия ZIF-95 и ZIF-100, эти молекулярные клетки представляют собой самые молекулярные клетки, полученные к настоящему времени. Эти клетки состоят их 7500 атомов, их диаметр составляет до 7 нм. Полученные молекулярные клетки могут поглотить до 30 объемов CO2 на один объем ZIF-100.

По словам одного из членов исследовательской группы, Бо Ванга (Bo Wang), ключом к созданию таких структур является правильный подбор органических линкеров, определяющих топологию и размеры искусственных цеолитов. Введение в структуру имидазольного линкера атома хлора позволило вырастить клетки достаточного размера.

Благодаря функциональным группам в составе органических линкеров, работающих по принципу «вращающихся дверей» полученные ZIF обладают отличной селективностью, поглощая диоксид углерода и игнорируя такие газы, как азот, метан и моноксид углерода.

Для повторного использования кристаллов ZIF их можно выдержать при пониженном давлении, которое будет способствовать уходу молекул CO2 из клетки. Новые ZIF относительно просто получать, поэтому исследователи надеются на то, что новые искусственные цеолиты могут использоваться для поглощения углекислого газа в промышленных.

Источники: [1] Nature, 2008, DOI: 10.1038/nature06900; [2] Science, 2008, DOI: 10.1126/science.1152516