Новости химической науки > Белковые нити позволят разработать наномашины

14.12.2008

Исследователи из Голландии и Италии обнаружили, как белки проникают через клеточные мембраны. Исследователи уверяют, что результаты исследования позволят определить, как вирусы инфицируют клетку и ускорят создание молекулярных машин нового типа.

Полимер может непосредственно проходить через поры (слева) или подвергаться предварительной ассоциации (справа). (Рисунок из Science, 2008, 322, 1668)

Группа, руководителем которой является Алан Рован (Alan Rowan) пытались воспроизвести работу природной системы, продевая синтетические полимеры через макроциклы, подражающее наноразмерным порам в клеточной мембране.

Изучение кинетики процесса продевания белков через искусственные поры показало, что для полимеров с длинной цепочкой наиболее благоприятный путь протекает через стадию распознавания. Было обнаружено, что существует непрочное взаимодействие между макроциклом и полимером. Это взаимодействие приводит к тому, что один конец полимера связывается с внешней частью макроцикла, а второй – продевается в его отверстие.

Благодаря наличию супрамолекулярного взаимодействия между полимером и порой процесс продевания полимера через пору энергетически благоприятен и самопроизвольно протекает в нужном направлении. Результаты, полученные экспериментально, позволяют объяснить, как в условиях in vivo белки могут проходить через клеточные мембраны. Такое проникновение происходит в результате процесса трансфекции – инфицирования клеток вирусами. Исследователи также отмечают, что результаты работы могут быть использованы для разработки молекулярных моторов и устройств, функционирующих на принципе «нитка»-«ушко».

Источник: Science, 2008, 322, 1668 (DOI: 10.1126/science.1164647)