приготовление олифы
приготовление олифы
Задался сегодня такой задачей (вернее меня озадачили) как изготовить олифу не прибегая к перекаливанию масла.
Нашел в интернете следующий рецепт.
На 20 весовых частей льняного масла берется 1 часть глета (окиси свинца) и 1 часть свинцового сахара (уксуснокислой окиси свинца). Свинцовый сахар растворяют в небольшом количестве воды. При комнатной температуре потребуется 2 части воды, а если взять горячую воду, то значительно меньше. В раствор свинцового сахара добавляют половину глета и взбалтывают смесь. Оставшуюся дозу глета старательно растворяют с небольшим количеством льняного масла. Когда глет растворится в масле, доливают к нему остальное льняное масло и продолжают размешивать, затем доливают упомянутую выше смесь свинцового сахара и тщательно, около 2 часов, размешивают, после чего дают смеси отстояться. Масло всплывет наверх, а внизу отстоится вода с растворенными в ней свинцовыми солями......Такая олифа всегда содержит в себе небольшое количество свинцовых солей, являющихся нежелательными для светлых красок и масляных лаков, так как свинец имеет свойство темнеть с течением времени. Объясняется это тем, что свинец соединяется с сероводородом.
Все вроде бы понятно, но так и не ясен сам химизм процесса. Если масло окисляется (по двойным связям), то что тогда останется в растворе, какие соли свинца???
А если не процесса окисления то для чего используют добавки.
Сиккатив специально в олифу не добавляю, поскольку планируется ее использование для изготовления краски.
Нашел в интернете следующий рецепт.
На 20 весовых частей льняного масла берется 1 часть глета (окиси свинца) и 1 часть свинцового сахара (уксуснокислой окиси свинца). Свинцовый сахар растворяют в небольшом количестве воды. При комнатной температуре потребуется 2 части воды, а если взять горячую воду, то значительно меньше. В раствор свинцового сахара добавляют половину глета и взбалтывают смесь. Оставшуюся дозу глета старательно растворяют с небольшим количеством льняного масла. Когда глет растворится в масле, доливают к нему остальное льняное масло и продолжают размешивать, затем доливают упомянутую выше смесь свинцового сахара и тщательно, около 2 часов, размешивают, после чего дают смеси отстояться. Масло всплывет наверх, а внизу отстоится вода с растворенными в ней свинцовыми солями......Такая олифа всегда содержит в себе небольшое количество свинцовых солей, являющихся нежелательными для светлых красок и масляных лаков, так как свинец имеет свойство темнеть с течением времени. Объясняется это тем, что свинец соединяется с сероводородом.
Все вроде бы понятно, но так и не ясен сам химизм процесса. Если масло окисляется (по двойным связям), то что тогда останется в растворе, какие соли свинца???
А если не процесса окисления то для чего используют добавки.
Сиккатив специально в олифу не добавляю, поскольку планируется ее использование для изготовления краски.
Re: приготовление олифы
В водной фазе будет основной ацетат свинца с его аномально высокой растворимостью. Что будет в масляном слое, не знаю, щас придут лакокрасочники 

Бог на стороне не больших батальонов, а тех, кто лучше стреляет (приписывается Вольтеру)
Re: приготовление олифы
Касательно льняного масла, то оно относится к группе высыхающих масел. и добавлять металлы особой нужды нет. В принципе, на практике, масло все равно необходимо уплотнить: то ли продувая воздух, то ли полемеризацией. Но все равно надо греть 130-170 градусов. Олифа при комнатной температуре-это оригинально!
На самом деле масло греют, продувая через него воздух, оно уплотняется, вязкость его растет. При достижении определенной вязкости уплотненного масла его "ставят на тип" т.е. разводят растворителем и добавляют сиккатив. Вот собственно и олифа "оксоль". в натуральной олифе растворителей быть не должно. Но это дорогое удовольствие.

Флюгер был приколочен намертво. Поэтому ветер обреченно дул в указанном направлении.
Re: приготовление олифы
Продувание воздуха называется оксидированием. Полимеризация идет без воздуха. Даже оксидированное льняное масло без сиккатива будет сохнуть около недели. Оно, кстати, относится не к высыхающим, а к полувысыхающим маслам.monomer писал(а):Касательно льняного масла, то оно относится к группе высыхающих масел. и добавлять металлы особой нужды нет. В принципе, на практике, масло все равно необходимо уплотнить: то ли продувая воздух, то ли полемеризацией. Но все равно надо греть 130-170 градусов. Олифа при комнатной температуре-это оригинально!На самом деле масло греют, продувая через него воздух, оно уплотняется, вязкость его растет. При достижении определенной вязкости уплотненного масла его "ставят на тип" т.е. разводят растворителем и добавляют сиккатив. Вот собственно и олифа "оксоль". в натуральной олифе растворителей быть не должно. Но это дорогое удовольствие.
Сиккативы - всего лишь катализаторы окислительной полимеризации. То есть по всем законам химии вроде как КМНИП должны выйти из реакции неизменными.
Как говорят в институте Патриса Лумумба,
Побольше любите русского языка, и почаще говорите на ней.
Побольше любите русского языка, и почаще говорите на ней.
Re: приготовление олифы
Льняное масло относится к группе льняных масел(высыхание высокое, но ниже тунговых масел), к которой также относятся перилловое и конопляное. Высыханию способствует наличие линолевой кислоты (ок. 23%) Те признаки высыхания, которые Вы назвали, скорее относятся к маслам полувысыхающим:подсолнечное, соевое, маковое и т.п. хотя эти масла так до конца и не высыхают. Другими словами,необработанное льняное масло высыхает максимум за 10 дней. При добавлении сиккатива и термической обработке такое масло высыхает от пыли 12 часов, полностью-24 часа.Просто проваренное льняное масло высыхает за пару суток.Именно по этой причине в бывшем союзе натуральную олифу выпускали из высыхающих масел: льняного, конопляного, периллового, лаллеманциевого. Но лучшие по физико-химическим свойствам пленки дает льняное масло. Касательно продувания воздуха, просто не стал грузить терминами оксидатция-барботаж. Ведь важен принцип, а не название.
Флюгер был приколочен намертво. Поэтому ветер обреченно дул в указанном направлении.
Re: приготовление олифы
Вы на пркактике сушить оксидированное льняное масло без сиккатива пробовали?
Как говорят в институте Патриса Лумумба,
Побольше любите русского языка, и почаще говорите на ней.
Побольше любите русского языка, и почаще говорите на ней.
Re: приготовление олифы
Задачи такой я себе не ставил. Но пролитое масло высыхало до отлипа около недели и не "обрастало" пылью, как бывает, когда проливают подсолнечное. те же самые художественные краски раньше затирали на льняном масле, а когда обратили внимание на то, что свинцовые белила высыхают быстрее начали двигаться в сторону катализаторов для высыхания пленки.Если льняное масло имеет повышенную влажность, то это замедляет высыхание.
Флюгер был приколочен намертво. Поэтому ветер обреченно дул в указанном направлении.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя