Химия для младших классов

здесь можно обсудить кошечек и ёжиков
Аватара пользователя
Гретхен
Сообщения: 4826
Зарегистрирован: Пн июл 11, 2005 9:54 pm

Химия для младших классов

Сообщение Гретхен » Чт фев 03, 2011 11:34 pm

Уважаемые, коллеги, помогите придумать тему "научной работы" по химии для восьмилетнего ребенка!
В школе, где учатся младшие дочки моей сестры каждый год детки должны представить какую-нибудь "научную" работу на конкурс. Нужно проделать какой-то опыт или наблюдение и подвести под это теоретическую базу, с использованием минимума математики.
Ее восьмилетняя дочка объявила, что не любит физику (т.к. мама и папа физики :mrgreen: ), а любит химию и биологию, поэтому в этом году ничего не делала и завидовала младшей, которая занималась фундаментальным физическим исследованием - скатывала игрушечные машинки с горки, а потом рисовала графики - зависимость длины пробега от высоты горки.
Пытаюсь придумать что-нибудь похожее по химии, с использованием материалов, доступных в обычных хозяйственных магазинах и гастрономах.
Первое, что пришло мне в голову, это выращивание каких-нибудь кристаллов или, например, фасоли, в разных условиях - на свету, в тепле, в холодильнике и т.п., но, как мне кажется, это для ребенка скучно, т.к. не предполагает активных действий.
Подбросьте, пожалуйста, оригинальных свежих мыслей!
применяется в строительстве, при ремонтных работах и в быту

Natalie2005

Re: Химия для младших классов

Сообщение Natalie2005 » Чт фев 03, 2011 11:50 pm

По биологии, помнится, наша "Мала академия" в Полтаве делала такой эксперимент. Возле муравьиной кучи клалась приманка, которая отличалась по весу (вес был известен), через какое-то время туда сбегались муравьи, количество которых было примерно кратно весу каждой приманки, пропорционально. Это известный факт о способностях "считать" муравьев ))). Вообще о них можно много интересного найти и придумать на этой основе.... Ту же муравьиную кислоту, можно из них "добыть" на прутик, ну и так далее... )))

Аватара пользователя
Гретхен
Сообщения: 4826
Зарегистрирован: Пн июл 11, 2005 9:54 pm

Re: Химия для младших классов

Сообщение Гретхен » Пт фев 04, 2011 12:04 am

Муравьи - хорошая идея. И муравейник поблизости, вроде, был.
Только они ведь кусачие и сейчас зима.
применяется в строительстве, при ремонтных работах и в быту

Аватара пользователя
Агдамыч
Сообщения: 4852
Зарегистрирован: Пт ноя 06, 2009 3:45 pm

Re: Химия для младших классов

Сообщение Агдамыч » Пт фев 04, 2011 12:21 am

Вот моя 8-летняя доча где-то подсмотрела: заставила меня потом соду с уксусом в пластиковой бутылке зашипеть. После этого свечу тушила, заливая её углекислым газом из бутыли. Вот и постройте график зависимости количества затушенных свечей от кол-ва реагентов))

Аватара пользователя
ifh
Мать всея chemport'a
Сообщения: 4164
Зарегистрирован: Вс июн 10, 2007 1:03 pm

Re: Химия для младших классов

Сообщение ifh » Пт фев 04, 2011 12:22 am

Муравьев откопать и реанимировать.

Была книжка хорошая, про занимательные опыты по химии, с целой главой "Химия для младшего брата". Не могу автора вспомнить. Постараюсь найти.
-Чем же, по-Вашему, надо пользоваться при объяснении?
- Мокрой сетью. Исключительно эффективно.

Аватара пользователя
Maryna
Лиса-Алиса
Сообщения: 7002
Зарегистрирован: Пт июл 28, 2006 12:14 pm
Контактная информация:

Re: Химия для младших классов

Сообщение Maryna » Пт фев 04, 2011 1:03 am

А мне недавно пришла в голову идея про то, чтобы опровергнуть знаменитую рекламу про вымывание кальция из яичной скорлупы, когда после обработки зубной пастой "скорлупа сохранила свою твердость". Начав с того, что в зубной эмали другая соль. Показать, что действительно происходит со скорлупой в кислоте, потом смазать пастой. А потом те же опыты на апатите.
Или вот еще сравнить ржавение гвоздей в дистилляте, водопроводной воде, соленой, просто на воздухе, гурманам можно даже оцинковать
Или вот еще с ходу. Допустим, два синих раствора: купорос и синька. Как их легко отличить? Сделать гель желатины в пробирках, растворы налить сверху. Купорос будет диффундировать, а синька нет (кажется, надо уточнить). Растворов можно много подобрать.
Типа "из чего состоит черный цвет". По каналу "Да Винчи" показывали. На полосках бумаги провести черту разными черными фломастерами и край опустить в воду. Черный разлагается на красители. Короче, обычная хроматография.
Не знаю, какую глубокую мысль подвести под такой опыт, но, может, "если б был я Архимедом". Плотности жидкостей определить лекго: налил-взвесил. Ровных кубиков или шариков тоже. А если корона или криво очищенная картошка? Кроме идеи Архимеда можно еще добавлять в воду соль, пока предмет не зависнет в объеме. Тогда определить плотность жидкости. Ну, скажем, две картошки сравнить или вареное яйцо от сырого отличить (без того, чтобы крутить). Ну или еще что-нибудь креативное

Polychemist
Сообщения: 9652
Зарегистрирован: Вт дек 21, 2004 11:42 am

Re: Химия для младших классов

Сообщение Polychemist » Пт фев 04, 2011 4:10 am

Экстракция красителей и запахов?

DSP007
Сообщения: 435
Зарегистрирован: Пн янв 31, 2011 12:36 pm

Re: Химия для младших классов

Сообщение DSP007 » Пт фев 04, 2011 11:59 am

Бумажная хроматография природных антоцианов из вишневого , черничного , тернового и черноплодного варенья на мой взгляд самая вкусная тема :D 8) :very_shuffle:

Cherep
Сообщения: 23433
Зарегистрирован: Чт окт 30, 2003 9:22 am

Re: Химия для младших классов

Сообщение Cherep » Пт фев 04, 2011 12:03 pm

кстати, хроматография - да

Аватара пользователя
Hedgehog
химик ежовый
Сообщения: 13334
Зарегистрирован: Ср янв 19, 2005 7:41 pm

Re: Химия для младших классов

Сообщение Hedgehog » Пт фев 04, 2011 12:05 pm

Можно повторить в упрощенной форме опыты Цвета: напихать чего-нибудь в трубку, залить раствор, по окончании элюирования содержимое трубки выпихнуть и разделить по окрашенным слоям. Просто и наглядно :D
bacco, tabacco e Venere

Аватара пользователя
Maryna
Лиса-Алиса
Сообщения: 7002
Зарегистрирован: Пт июл 28, 2006 12:14 pm
Контактная информация:

Re: Химия для младших классов

Сообщение Maryna » Пт фев 04, 2011 12:31 pm

Приготовление природных индикаторов: выделить те же из черники, вишни, смородины, а потом показать, что они меняют цвет в щелочи. Ну и интервал рН для каждого красителя установить

jusja
Сообщения: 11968
Зарегистрирован: Вт фев 17, 2009 7:09 pm

Re: Химия для младших классов

Сообщение jusja » Пт фев 04, 2011 1:42 pm

А вот интересно. Если налить в прозрачную посуду воду и масло, а затем добавить сок моркови или облепихи, а затем черники, вишни или еще чего-нить антоцианового, распределится ли это соответственно растворимости? :issue:
Что-то с трудом верится.

Аватара пользователя
Maryna
Лиса-Алиса
Сообщения: 7002
Зарегистрирован: Пт июл 28, 2006 12:14 pm
Контактная информация:

Re: Химия для младших классов

Сообщение Maryna » Пт фев 04, 2011 2:06 pm

Они-то распределятся, но, вероятнее всего, образуется трудно разделимая эмульсия, так что красивого перехода цветов не будет видно. Нужно для жирорастворимых красителей подбирать такой растворитель, который железно расслаивается с водой. Кстати, есть такой способ определения искусственных красителей в напитках: двухфазная система чего-то с водой, природные идут в одну фазу, а искусственные в другую (только там не масло). Вариант, кстати. Только кто же детям даст с растворителями работать? :issue:

Аватара пользователя
SkydiVAR
Сообщения: 10201
Зарегистрирован: Пн янв 19, 2009 12:51 am
Контактная информация:

Re: Химия для младших классов

Сообщение SkydiVAR » Пт фев 04, 2011 2:09 pm

Maryna писал(а):Только кто же детям даст с растворителями работать? :issue:
А если папа пожертвует немножко бензина для зажигалок? И инструктаж, конечно!
Меч-кладенец - оружие пофигистов.

Natalie2005

Re: Химия для младших классов

Сообщение Natalie2005 » Пт фев 04, 2011 2:17 pm

Maryna писал(а):Приготовление природных индикаторов: выделить те же из черники, вишни, смородины, а потом показать, что они меняют цвет в щелочи. Ну и интервал рН для каждого красителя установить
Кстати, наши студенты даже курировали такую школьную научную работу... Это было описано в "Словаре юного химика". Есть еще и растения индикаторы, сами по себе, кстати. Синяк обыкновенный, например. Он на кислых грунтах цветет розовым, на щелочных синим, а на смешанных/нейтральных, на одном растении могут быть цветы разного цвета...
Но сейчас, опять таки зима...

jusja
Сообщения: 11968
Зарегистрирован: Вт фев 17, 2009 7:09 pm

Re: Химия для младших классов

Сообщение jusja » Пт фев 04, 2011 2:17 pm

Нет, Марина, не будет стабильной эмульсии масла с водой. Расслаивалось со временем, даже когда минимиксером взбивала.
Тут как бы сомнение в другом. Вот если в морковный сок добавить воды, будет ли со временем расслоение?
Даже интересно стало. Надо будет как-то проверить, когда сок буду выжимать.
Хотя, конечно, в самих соках есть что-то желирующее или еще что-нить подобное. Это может как-то повлиять.
Какое-то уже приличное время назад делала вытяжку масляно-спиртовую какой-то травки с выпариванием на водяной бане. Получилось 7 слоев разных размеров через какое-то время. Их было четко видно.

Аватара пользователя
Maryna
Лиса-Алиса
Сообщения: 7002
Зарегистрирован: Пт июл 28, 2006 12:14 pm
Контактная информация:

Re: Химия для младших классов

Сообщение Maryna » Пт фев 04, 2011 2:21 pm

Я имела в виду, что вещества из соков хз как изменят плотности и поверхностные натяжения и воды, и масла. Подозреваю, что раз там много белков и прочей органики, будут как раз стабилизировать эмульсию.

Natalie2005

Re: Химия для младших классов

Сообщение Natalie2005 » Пт фев 04, 2011 2:22 pm

Maryna писал(а):Типа "из чего состоит черный цвет". По каналу "Да Винчи" показывали. На полосках бумаги провести черту разными черными фломастерами и край опустить в воду. Черный разлагается на красители. Короче, обычная хроматография.
И сразу понятно почему черные колготки линяют на белье синим или бордовым :lol:

Аватара пользователя
SkydiVAR
Сообщения: 10201
Зарегистрирован: Пн янв 19, 2009 12:51 am
Контактная информация:

Re: Химия для младших классов

Сообщение SkydiVAR » Пт фев 04, 2011 2:25 pm

jusja писал(а):Вот если в морковный сок добавить воды, будет ли со временем расслоение?
Насчет морковного не знаю, а вот облепиховый - точно расслаивается и без разбавления. Правда, масло всплывает вместе в мякотью...
Меч-кладенец - оружие пофигистов.

jusja
Сообщения: 11968
Зарегистрирован: Вт фев 17, 2009 7:09 pm

Re: Химия для младших классов

Сообщение jusja » Пт фев 04, 2011 2:28 pm

Maryna писал(а):Я имела в виду, что вещества из соков хз как изменят плотности и поверхностные натяжения и воды, и масла. Подозреваю, что раз там много белков и прочей органики, будут как раз стабилизировать эмульсию.
Ну да, согласна. Но можно аккуратненько наливать. Как кровавую Мэри.
И, кстати, правильно подсказали, можно задействовать другие растворители, чтобы было нагляднее.
Кстати, в тех же листьях растений естьи хлорофилл, и флавоноиды. Желто-красно-коричневая окраска их осенью - это они. Тогда хлорофилл " умирает" и они начинают доминировать. Вполне возможно, что можно подобрать было бы какие-то растворители, чтобы все это попало в разные фазы.

Ответить

Вернуться в «лицом к лицу»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 37 гостей