«Уником», портфельная компания РОСНАНО, при научной поддержке Института химической физики РАН стала одним из победителей конкурса Европейского Союза на разработку и производство бесшумного асфальта для шоссейных дорог. Официальный старт проекта был дан 20 января в городе Утрехт (Нидерланды).
В тендере приняли участие 18 компаний из разных стран, единственным российским участником конкурса стал «Уником». Помимо портфельной компании РОСНАНО, право стать партнерами проекта USP (Ultra Silent Pavement) получили еще трое претендентов: Heijmans и Dura Vermeer, голландские дорожностоительные компании, и SGS Intron, подразделение швейцарской группы SGS (Societe Generale de Surveillance), которое специализируется на экспертизе качества и сертификации в области дорожных и строительных материалов.
Проект был инициирован Министерством инфраструктуры и окружающей среды Нидерландов. По его заданию участники проекта должны будут совместно разработать принципиально новый вид звукопоглощающего дорожного покрытия, которое способно снизить уровень шумового загрязнения автомобильных трасс на 10 дБ
«Мы считаем, что представители российской стороны очень хорошо готовы к решению и научно-исследовательских, и практических задач проекта. У российских специалистов накоплен изрядный опыт в этой сфере», — подчеркнул Эрвин Куккук, главный советник по запускам инновационных продуктов Министерства инфраструктуры и окружающей среды Нидерландов.
Организаторы проекта заинтересовались предложенным портфельной компанией РОСНАНО решением по модификации асфальтобетона с помощью активного порошка дискретно девулканизированной резины. Такой порошок получают из отработанных автопокрышек методом высокотемпературного сдвигового измельчения. При введении в горячий битум этот порошок создает наноструктуры (30–300 нм), которые придают дорожному покрытию повышенную прочность (в частности, препятствуют образованию трещин и колеи, повышают стойкость к воздействию высоких температур и влаги). Исследования российских экспертов из МАДИ показали, что применение активного резинового порошка при укладке плотных асфальтобетонов способно снизить шум на трассе как минимум на 6–12 дБ
Помимо разработки нового материала важной частью проекта станет и обмен знаниями в области инновационных дорожных покрытий, который позволит создать общую базу актуальных данных по этой тематике. Партнерами проекта по созданию такой базы и научно-исследовательской экспертизе в области нанотехнологий выступают такие организации, как Дельфтский технический университет, старейший и крупнейший технический колледж Нидерландов, а также Нидерландская организация прикладных научных исследований и сертификации (TNO). Помимо этого, в проект вовлечены специалисты по резине компании AKZO Nobel и эксперты от Европейского Союза.
По мнению организаторов проекта, его успешная реализация может стать отправной точкой для дальнейшего развития сотрудничества между РОСНАНО и голландским Министерством инфраструктуры и окружающей среды.