Процесс высыхания (затвердевания) льняного масла

Вопросы, связанные с химией вообще. Вы можете задать здесь свой вопрос, и мы постараемся на него ответить.
General chemical questions go here
Andrea
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Ср июл 11, 2007 8:44 am

Сообщение Andrea » Пт июл 13, 2007 10:19 am

вот точная цитата из Киплика:
Масла, вареные без доступа воздуха, отличаются своим составом от оксидированных, т. е. продутых, озонированных и вообще поглотивших кислород масел, так как сгущение их не является следствием поглощения кислорода, а следствием полимеризации, т. е. уплотнения молекул масла, почему их также называют “полимеризованными”.
как вы это объясните?

Andrea
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Ср июл 11, 2007 8:44 am

Сообщение Andrea » Пт июл 13, 2007 10:38 am

нашел - есть еще некая полимеризация ультрафиолетом. может это имеется в виду?

Аватара пользователя
Константин_Б
Сообщения: 2623
Зарегистрирован: Ср мар 22, 2006 11:51 am

Сообщение Константин_Б » Пт июл 13, 2007 11:19 am

Andrea писал(а):вот точная цитата из Киплика:
...не является следствием поглощения кислорода, а следствием полимеризации, т. е. уплотнения молекул масла, почему их также называют “полимеризованными”.
как вы это объясните?
Как химику, фраза "уплотнения молекул масла" слух режет. Они сшиваются в короткоцепочечные полимеры без участия кислорода, соответственно с увеличением молекулярной массы. А ультрафиолет всегда использовали как своеобразный катализатор (инициатор) радикальных реакций, в том числе и полимеризации.
Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным.

Andrea
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Ср июл 11, 2007 8:44 am

Сообщение Andrea » Пт июл 13, 2007 11:51 am

т.е. вот это
Они сшиваются в короткоцепочечные полимеры без участия кислорода, соответственно с увеличением молекулярной массы.
нельзя назвать полимеризацией?

или можно полимеризацию масла классифицировать так:

1. Полимеризация под воздействием кислорода;
2. Полимеризация под воздействием кислорода + ультрафиолет в качестве катализатора (инициатора);
3. Полимеризация БЕЗ воздействия кислорода, инициированная лишь ультрафиолетом?

PS извините за настойчивость :)

Аватара пользователя
Константин_Б
Сообщения: 2623
Зарегистрирован: Ср мар 22, 2006 11:51 am

Сообщение Константин_Б » Пт июл 13, 2007 12:06 pm

Andrea писал(а):т.е. вот это
Они сшиваются в короткоцепочечные полимеры без участия кислорода, соответственно с увеличением молекулярной массы.
нельзя назвать полимеризацией?
Отчего же, можно. даже переход двух мономеров в димер - это уже полимеризация.
Andrea писал(а):или можно полимеризацию масла классифицировать так:
1. Полимеризация под воздействием кислорода;
2. Полимеризация под воздействием кислорода + ультрафиолет в качестве катализатора (инициатора);
3. Полимеризация БЕЗ воздействия кислорода, инициированная лишь ультрафиолетом?
Коль Вам так угодно классифицировать, то можно и так. Сюда же можно добавить 4.Полимеризация под воздействием кислорода + сиккатив в качестве катализатора
Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным.

Andrea
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Ср июл 11, 2007 8:44 am

Сообщение Andrea » Пт июл 13, 2007 12:23 pm

вот спасибо, Константин! теперь с полимеризацией все более менее ясно!

только с окончательно получившимся полимером не очень - т.е. окончательно полимеризованное масло крепкий слой образует или нет? рассыпется картина или не рассыпется? :)

Аватара пользователя
Константин_Б
Сообщения: 2623
Зарегистрирован: Ср мар 22, 2006 11:51 am

Сообщение Константин_Б » Пт июл 13, 2007 12:32 pm

Ну дык ни что не вечно. Но слой относительно прочный, да ещё плюс даммарный лак - выровняет и укрепит, предохранив от окислительного разрушения. :roll: Но многое зависит и от остальных ингредиентов краски. Короче надо пробовать, а время покажет.
Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным.

Andrea
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Ср июл 11, 2007 8:44 am

Сообщение Andrea » Пт июл 13, 2007 12:47 pm

Еще раз спасибо за консультацию!

если что еще надумаю - спрошу... :deal:

Аватара пользователя
Гретхен
Сообщения: 4826
Зарегистрирован: Пн июл 11, 2005 9:54 pm

Сообщение Гретхен » Пт июл 13, 2007 7:13 pm

Если я имею правильное представление о живописи маслом, то сиккативы там не используются.
Наоборот, краска должна должно сохнуть, чтобы можно было долго работать над картиной. Льняное масло - высыхающее и будет полимеризоваться и без сиккатива, только долго. Кажется, в художественных красках даже какие-то замедлители высыхания используют.

К тому же использование неправильных сиккативов может вызвать пожелтение пленки в последствии. Если какой-нибудь шедевр через 5 лет сильно пожелтеет, обидно будет.
Сиккативы тоже бывают тоже разные, например, октоаты свинца отвечают за высыхание в объеме.
К тому же сиккативы окрашены, за редким исключением.

Такой дефект покрытия, как сморщивание, шагрень и т.п. вызывается неправильной рецептурой связующего (олифы).

Потеря блеска - скорее всего неправильным соотношением пигмент/связующее. Существует так называемая критическая объемная концентрация пигмента КОКП, если ее превысить пленка будет матовой.

Вообще, у меня на работе есть книжки 1930-х годов и в них можно найти очень любопытные вещи, касающиеся красок на натуральных связующих. Я могу там покопаться и чего-нибудь поискать.
применяется в строительстве, при ремонтных работах и в быту

Andrea
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Ср июл 11, 2007 8:44 am

Сообщение Andrea » Вт июл 17, 2007 9:21 am

В живописи маслом используются как сиккативы, так и вещества, замедляющие процесс высыхания.
существуют различные методы письма - в каждом из них нужно свое время высыхания, но в любом случае в течении одного сеанса работы (один день) масло не высохнет. замедляющие вещества нужны для живописи alla prima, т.е. однослойной.
действительно, сиккативы скорее вредны для живописи, нежели полезны.

в качестве связующего в живописи применяется отбеленное и очищенное льняное масло - и процесс сморщивания вполне обычен. потеря блеска тоже вполне обычная особенность масляной живописи - легко устраняется ретушным лаком.

а что вы подразумеваете под "натуральными связующими"?

Аватара пользователя
Константин_Б
Сообщения: 2623
Зарегистрирован: Ср мар 22, 2006 11:51 am

Сообщение Константин_Б » Вт июл 17, 2007 9:37 am

Andrea писал(а):а что вы подразумеваете под "натуральными связующими"?
Видимо и имелось в виду льняное масло и т.п. "натуральные" плёнкообразователи, а не например искуственный латекс.
Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным.

Andrea
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Ср июл 11, 2007 8:44 am

Сообщение Andrea » Вт июл 17, 2007 10:06 am

однако в живописи только натуральные и используются...

Аватара пользователя
Гретхен
Сообщения: 4826
Зарегистрирован: Пн июл 11, 2005 9:54 pm

Сообщение Гретхен » Вт июл 17, 2007 10:16 am

Andrea писал(а):однако в живописи только натуральные и используются...
Акриловые темперы используются - не натуральные.
применяется в строительстве, при ремонтных работах и в быту

Andrea
Сообщения: 12
Зарегистрирован: Ср июл 11, 2007 8:44 am

Сообщение Andrea » Вт июл 17, 2007 10:30 am

мы же про масло...
а книги - интересно узнать авторов! Бергер 35 года у меня есть...

Аватара пользователя
Гретхен
Сообщения: 4826
Зарегистрирован: Пн июл 11, 2005 9:54 pm

Сообщение Гретхен » Вт июл 17, 2007 11:06 am

Andrea писал(а):мы же про масло...
а книги - интересно узнать авторов! Бергер 35 года у меня есть...
Чумаков А.Ф., Илюхин В.К.
Производство и применение олиф, лаков и красок.
1938 г.

В ней прямо рецептуры приведены.
Например, лак на ивасевом жире.
Есть и про производство олиф.
Я просто домой таскать такие раритеты не хочу, а на работе посмотреть некогда.
применяется в строительстве, при ремонтных работах и в быту

Ответить

Вернуться в «общехимические вопросы / general chemical issues»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 261 гость