Новости химической науки > Главное - не дать москитам «унюхать» диоксид углерода

4.6.2011

Результаты исследования биохимиков из Университета Калифорнии (Риверсайд) могут оказаться полезными для разработки новых репеллентов, отгоняющих кровососущих насекомых, в том числе – переносчиков малярии и смертельных тропических заболеваний.

Кровососущие насекомые, например москиты, выслеживают свою жертву, распознавая диоксид углерода, содержащийся в выдыхаемом ею воздухе. Исследователи из группы Анандасанкара Райя (Anandasankar Ray) продемонстрировали, что некоторые молекулы-одоранты могут нарушить работу молекулярной машины москитов, распознающей CO2.

Рай отмечает, что исследователи из его группы продемонстрировали, что летучие органические вещества могут блокировать работу рецепторов CO2 у дрозофил, а, поскольку этот рецептор встречается в организмах многих насекомых, была надежда, что химикаты, которыми «обманули» мушек, смогут «обмануть» и кровососущих насекомых.

Рисунок из Nature, 2011, 474, 87; DOI:10.1038/nature10081

Было изучено три вида москитов, способных переносить возбудителя малярии и лихорадки Денге. Исследования проводили, как в лабораторных, так и в полевых условиях – в Кении, в результате чего было выявлено три класса летучих органических соединений, способных «сбить москитов со следа».

Гексаналь и его производные могут блокировать рецепторы CO2; 2-бутанон действует на рецепторы также, как и CO2, заставляя насекомых двигаться по направлению к источнику кетона вместо того, чтобы лететь на запах CO2. Однако, Райю наиболее понравились вещества с третьим типом биологического действия, как, например, 2,3-бутандион – ультра-пролонгированные активаторы рецепторов CO2, стимулирующие нейроны настолько сильно, что они оказываются не в состоянии распознавать углекислый газ в течение длительного времени.

Испарение небольшого количества ультра-пролонгированных активаторов позволит обеспечить масштабную защиту от москитов¸ замаскировав выдыхаемый человеком CO2, что очень важно для стран развивающегося мира – капля активатора может обезопасить от москитов обитателей целой хижины, а бутандион может эффективно применяться в качестве приманки москитов в дешевых и малоразмерных ловушках для москитов; существующие же в настоящее время ловушки либо громоздки и дороги, либо малоэффективны.

В настоящее время исследователи из группы Райя ищут одоранты, которые были бы в 10 и в 100 раз эффективнее соединений, на которых испытывался общий принцип по введению в заблуждение рецепторов насекомых на CO2. Для этого планируется провести компьютерный скрининг более полумиллиона соединений.

Марк Стопфер (Mark Stopfer) из Национального Института Педиатрии США оценивает усилия команды Райя, направленные на поиск новой стратегии в предотвращении заболеваний, переносчиками которых являются насекомыми, однако предостерегает, что борьба с москитами не будет слишком простой – насекомых привлекает к человеку не только CO2, но и другие химические компоненты, например, запах пота, поэтому непонятно, как повлияет на способность насекомых находить себе пищу только за счет нарушения работы рецепторов CO2.

Источник: Nature, 2011, 474, 87; DOI:10.1038/nature10081