Новости химической науки > Зеленый чай препятствует образованию амилоидных бляшек

7.3.2013

Исследователи из Университета Мичигана обнаружили новое потенциально полезное свойство зеленого чая – вещества, входящие в его состав не дают определенным белкам мозга неправильно скручиваться и агрегировать. Агрегация этих белков, металл-ассоциированных амилоидов связана с болезнью Альцгеймера и рядом других нейродегенеративных заболеваний.

Исследователи, работавшие под руководством Ми Хи Лим (Mi Hee Lim) провели лабораторные испытания, в ходе которых они изучали особенности образования металл-ассоциированных амилоидных β-агрегатов, связываемых с болезнью Альцгеймера.

Исследователи из Университета Мичигана обнаружили новое потенциально полезное свойство зеленого чая – вещества, входящие в его состав не дают образовываться металл-ассоциированным β-амилоидным агрегатам. (Рисунок из Proceedings of the National Academy of Sciences, 2013; DOI: 10.1073/pnas.1220326110)

Было обнаружено, что одно из соединений, входящих в состав зеленого чая – (–)-эпигаллокатехин-3-галлат ((–)-epigallocatechin-3-gallate), не только препятствует образованию агрегатов, но и разрушает агрегаты амилоидных белков, содержащих ряд метапллов – в особенности медь, железо и цинк.

Лим отмечает, что многие исследователи уже отмечают ряд полезных свойств (–)-эпигаллокатехин-3-галлата – это соединение и другие флавоноиды растительного происхождения сравнительно давно известны как мощные антиоксиданты. Исследователи из Мичигана решили использовать многодисциплинарный подход, проведя первое исследование соотношения строение-свойство, при этом к работе было привлечено три ведущих эксперта по различным областям биохимии и биологии – это позволило отойти от традиционных подходов к изучению особенностей взаимодействия синтетических и природных низкомолекулярных соединений – потенциальных ингибиторов образования амилоидных бляшек. Лим отмечает, что подход, связанный с привлечением специалистов сразу из ряда смежных областей более продуктивен – мозг представляет собой очень сложную систему, и попытка разобраться с нейродегенеративными заболеваниями, используя односторонние подходы, вряд ли может рассчитывать на успех.

Обнаружение того, что (–)-эпигаллокатехин-3-галлат препятствует образованию амилоидных бляшек, является лишь первым этапом в исследовательской работе. В перспективе Лим планирует получить библиотеку соединений, являющихся результатом незначительной модификации (–)-эпигаллокатехин-3-галлата и проверить способность этих производных препятствовать агрегации β-амилоидов в организме специально генетически модифицированных для этих экспериментов мушек-дрозофил.

Источник: Proceedings of the National Academy of Sciences, 2013; DOI: 10.1073/pnas.1220326110