КАНАТНЫЕ СМАЗКИ, пластичные смазки. предназначенные для защиты от износа и коррозии проволоки, из которой свивают стальные канаты. Фрикционные канатные смазки для передач с тяговыми шкивами должны дополнительно увеличивать коэф. трения каната по желобу шкива. канатные смазки должны быть работоспособны при низких температурах (до -60°С), не испаряться, не содержать абразивных примесей, водорастворимых кислот и щелочей. Разновидность канатные смазки - т. наз. пропитки для предотвращения гниения орг. сердечников стальных канатов. Пропитка, частично выдавливаясь из сердечника, смазывает проволоки и пряди каната. наиб. широко в качестве канатные смазки используют композиции (сплавы), включающие вязкое нефтяное масло. битум. петролатум. парафин. церезин. озокерит. Для повышения адгезии. улучшения консервац. свойств, водостойкости и т. п. в состав канатные смазки вводят полимеры. антифрикц. добавки (графит, MoS ), противозадирные присадки и др. В СССР применяют мазеобразные, пластичные канатные смазки (напр., торсиолы), за рубежом более распространены жидкие и полужидкие. При изготовлении стального каната струю расплавл. канатные смазки направляют в зону скрутки его проволок (прядей). При эксплуатации каната канатные смазки наносят на его пов-сть в расплавленном виде или из раствора в летучем орг. растворителе (бензин, перхлорэтилен и др.). Произ-во канатные смазки в СССР составляет 10% от всего выпуска пластичных смазок.
Лит.: Синицын В. В., Подбор и применение пластичных смазок. 2 изд., М., 1974; его же, Пластичные смазкив СССР. Справочник, 2 изд.. М., 1984.
В. В. Синицын.