новости бизнеса
компании и предприятия
нефтехимические компании
продукция / логистика
торговый центр
ChemIndex
новости науки
работа для химиков
химические выставки
лабораторное оборудование
химические реактивы
расширенный поиск
каталог ресурсов
электронный справочник
авторефераты
форум химиков
подписка / опросы
проекты / о нас


контакты
поиск
   

главная > справочник > химическая энциклопедия:

ПРИСАДКИ К ТОПЛИВАМ


выберите первую букву в названии статьи: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРИСАДКИ К ТОПЛИВАМ, синтетич. (преим.) или прир. соединения, добавляемые к топливам (обычно в кол-вах, не превышающих тысячные или сотые доли % по массе) для улучшения или сохранения на длит. срок их эксплуатац. свойств. Топлива содержат, как правило, неск. разл. присадок (П.), которые классифицированы по назначению.

Среди П., улучшающих сгорание бензинов, наиб. распространены соед., повышающие их октановое число (см. Антидетонаторы моторных топлив). Для уменьшения продолжительности периода задержки самовоспламенения дизельных топлив применяют т. наз. инициирующие П., увеличивающие их цетановое число (особенно эффективны алкил-нитраты, напр, изопропилнитрат и некоторые пероксиды). Для снижения в отработавших газах содержания токсичных продуктов неполного сгорания топлив и уменьшения кол-ва отложений на стенках камер сгорания двигателей в топлива вводят противонагарные П., улучшающие их сгорание (напр., триметилфосфат). Снижение дымности отработавших газов дизелей достигается использованием противодымных П. (наиб. перспективны соед., содержащие Ва, например соответствующие сульфонаты).

К П., способствующим сохранению исходных свойств топлив при их хранении, транспортировании и применении, относят антиокислители, деактиваторы металлов и биоциды. Самые эффективные антиокислительные П. установлены среди фенолов, аминов и аминофенолов. Так, для стабилизации бензинов используют N-фенил-4-аминофенол и техн. смеси разл. фенолов, для предохранения от окисления реактивных топлив - 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол. Некоторые металлы, в первую очередь Си и ее сплавы, каталитически ускоряют окисление топлив. Для его предотвращения применяют деактиваторы (напр., N,N'-дисалицилиден-1,2-пропи-лендиамин), связывающие ионы металла в неактивные внутрикомплексные соединения. В условиях высоких температур и большой влажности в топливах могут развиваться микроорганизмы, присутствие которых приводит к загрязнению горючих и повышению их коррозионной активности. Появлению микроорганизмов препятствуют соед., обладающие биоцидными свойствами (сульфаты Сu, KMnO4, ZnCl2 и др.).

Для уменьшения коррозионной агрессивности и возрастания защитной способности топлив в присутствии воды используют П. с высокими поверхностно-активными свойствами -некоторые амины, нафтенаты металлов, аммониевые соли ряда кислот, производные янтарного и малеинового ангидридов, нитрованные и осерненные масла, нейтрализованные разл. основаниями, и т. д.

Некоторые П. добавляют к топливам для облегчения их применения при низких температурах. Сюда относят П. к бензинам, препятствующие, благодаря образованию защитных пленок на металлич. деталях, обледенению карбюраторов. Из этой группы наиб. важны антиводокристаллизующие П., предотвращающие выпадение кристаллов льда при резком охлаждении топлива. Антиводокристаллизующие П. смешиваются с избыточной влагой, давая низкозастывающие смеси, которые легко проходят через фильтры и удаляются из двигателя с отработавшими газами. В качестве таких П. нашли применение метил- и этилцеллозольвы, а также тетрагидрофуриловый спирт, которые вводят в реактивные топлива в кол-вах 0,1-0,3%.

В дизельных и более тяжелых (котельных) топливах содержатся твердые углеводороды, которые при охлаждении выпадают в виде кристаллов, способных забивать топливные фильтры. Дальнейшее охлаждение приводит к сращиванию выпавших кристаллов в жесткий каркас, и топливо теряет текучесть. Депрессорные П. препятствуют сращиванию этих кристаллов и таким образом понижают температуру застывания топлив. Наиб. эффективны сополимеры этилена с винилацетатом.

Для снижения электризации реактивных топлив, особенно в условиях повышения скорости заправки тяжелых многоместных самолетов с большим запасом горючего, служат антистатические П. (напр., смесь Cr-солей моно- и диалкил-салициловых кислот и Са-соли эфира янтарной кислоты со стабилизатором). Они увеличивают электрич. проводимость топлив и способствуют "стеканию" на заземленную стенку топливопровода или резервуара зарядов статич. электричества, т.е. практически предотвращают их накопление и возможность возникновения пожара или взрыва.

Движущиеся детали топливных систем самолетов смазываются только горючим, вязкость которого меньше, чем у масел. Поэтому смазочные свойства реактивных топлив улучшают, вводя противоизносные П. (напр., нафтеновые кислоты).

В последние годы проводится широкий поиск как более эффективных П. известного назначения, так и новых их типов. См. также Присадки к смазочным материалам.

Лит.: Саблина З.А., Гуреев А.А., Присадки к моторным топливам, 2 изд., М., 1977; Эрих В. Н., Расина М. Г., Рудин М. Г., Химия и технология нефти и газа, 3 изд., Л., 1985, с. 76-90; ГуреевА.А., Фукс И. Г., Лашхи В. Л., Химмотология, М., 1986, с. 22-206; Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справ. изд., под ред. В. М. Школышкова, М., 1989, с. 9-108; Тертерян Р. А., Депрессорные присадки к нефтям, топливам и маслам, М., 1990; Вишнякова Т. П. [и др.], Стабилизаторы и модификаторы нефтяных дистиллятных топлив, М., 1990. А. А. Гуреев.



выберите первую букву в названии статьи: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Все новости



Новости компаний

Все новости


© ChemPort.Ru, MMII-MMXVII
Контактная информация